Фунакоши Шотокан Карате Ассоциация

  ГЛАВНАЯ
  ПРАКТИКА
  ИСТОРИЯ
  К. ФУНАКОШИ
  ЭКЗАМЕНЫ
  ФОТОГАЛЕРЕЯ
  ССЫЛКИ
 

 

 

 

 

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ КАРАТЭ

Каратэ - в переводе с японского означает дословно «пустые руки» - так называют один из видов спортивного единоборства, аналогичных боксу, борьбе, фехтованию и другим видам спорта.
Каратэ как метод самозащиты наибольшее развитие получил, видимо, на Востоке, хотя исторические документы свидетельствуют о том, что различные методы единоборства занимали в разных странах важное место в подготовке армий. Виды самозащиты и нападения знали в Древнем Риме, Египте. Индии, Китае и многих других странах.
В многочисленных войнах периода рабовладельческого строя, когда воины были вооружены саблями, копьями, кинжалами и луками, личное единоборство часто решало успех военных действий. Вот почему в Древнем Египте, Римской империи и других государствах находят памятники культуры и исторические документы, свидетельствующие о высоком уровне развития техники единоборства человека с человеком. Все народы мира имеют различного рода единоборства, уходящие своими корнями глубоко в историю.
В 1938 году сотрудники Пенсильванского университета проводили раскопки в Месопотамии. В руинах храма Киафаджи возле города Багдада они нашли плиту, на которой отчетливо был виден рельеф (барельеф) двух кулачных бойцов в квадрате ограниченной площадки. Другая находка - бронзовая фигура двух борцов. Найденные предметы относятся к периоду 3000-летия до нашей эры.
Древнейшим источником, свидетельствующим о технике борьбы, является живопись на гробнице Бени-Гассан (Средний Нил), относящаяся также к 3-2-тысячелетию до нашей эры. На гробнице изображено более 400 приемов, отчетливо видны броски с подножками, захваты рук, ног, удары, рычаги, комбинации приемов и другие действия. Многие изображенные приемы применяются и сегодня.
В поэме Гомера (конец II тысячелетия, XI - Х века до нашей эры) воспроизводится картина состязаний по борьбе. Имеется множество других примеров, свидетельствующих о существовании высокой техники единоборства.
В программу Олимпийских игр 644 года до нашей эры был введен такой вид спорта, как панкратион, представляющий собой сочетание борьбы и кулачного боя. В Риме борьба использовалась как средство физической подготовки воинов к рукопашному бою, с одной стороны, и к зрелищам - с другой. В основе состязаний в единоборстве лежали правила панкратиона. Позднее кулачный бой выделился из панкратиона в самостоятельный вид рукопашной схватки.
Наиболее знаменитым из греческих борцов был Мило из Кротон, он несколько раз выигрывал олимпийские игры.
После завоевания Греции Римом формы и методы борьбы стали изменяться. Была создана греко-римская борьба на основании захватов туловища, стиль которой существует и в настоящее время.
В период распада рабовладельческого общества борьба превратилась исключительно в зрелище и была затем вытеснена боями гладиаторов.
Римское государство в III веке вело бесчисленные захватнические войны. Это заставило римлян для подготовки своих войск применять различные формы физических упражнений.
Развитие цивилизации привело к тому, что борьба и бои гладиаторов стали постепенно превращаться в различные формы зрелищ и развлечений.
В эпоху Возрождения (XIV - XVI века) в Европе было развито фехтование, езда верхом, метание копья, стрельба из лука, плавание и т. д. Приемы борьбы применялись в рукопашной схватке.
В Англии в XVI - XVII веках существовали три вида борьбы, получившие название от провинций, где они развивались (девонширская, вестморлендская и др.).
В Америку переселенцы из Англии привезли свои виды борьбы, которые были в дальнейшем усовершенствованы, одна из них получила название вольно-американская борьба. Во Франции сохранилась до наших дней французская борьба. Другим видом единоборства, сохранившим свои методы, является саватэ, что в переводе с французского означает борьба ногами.
Преподаватель английского бокса и фехтования француз Шарль Лекур присоединил к приемам саватэ английский бокс и создал свою методику тренировки. Данную систему самозащиты он назвал французским боксом. По своим средствам и методам эти приемы самозащиты мало, чем отличаются от каратэ.
В Японии в летописи VII века впервые упоминается о выступлении борцов сумо на церемониях в честь императора. В конце XII века сумо и джиу-джитсу стали развиваться самостоятельно. Самураи долго и строго хранили секреты джиу-джитсу. В дальнейшем из джиу-джитсу отделились самостоятельные виды: фехтование на палках, дзю-до, айкидо, кендо, каратэ и другие виды единоборства.
Сто лет тому назад джиу-джитсу прекратило свое существование. Наибольшее развитие получило фехтование на палках и дзю-до, которые культивируются до сих пор в общеобразовательных школах в Японии. В 1882 году в Токио был основан Кадокан - институт, где хранятся, развиваются и изучаются средства и методы тренировки дзюдоистов.
В настоящее время, помимо национальных видов спортивного единоборства, имеется также и ряд международных, таких, как классическая борьба, вольная борьба, дзю-до, самбо, бокс, фехтование, каратэ и другие виды. Каратэ - одно из направлений такого единоборства, которое дошло до нас и получило права гражданства как вид спорта.
В конце XIX и начале XX века большое распространение каратэ получило на Окинаве, где занятия носили массовый характер. В задачу преподавателей, обучающих приемам каратэ, входило воспитать храброго воина, который бы мог применять приемы каратэ в целях самозащиты при нападении вооруженного врага.
К 1905 году каратэ на Окинаве уже представляло собой сложившуюся систему средств и методов обучения и тренировки. Автором классификации средств и методов каратэ был Гишин Фунакоши. Его работа помогла из разрозненных приемов создать стройную систему приемов каратэ. Гишин Фунакоши родился в 1867 г. на Окинаве,
В 1916 году впервые по приглашению Дзигоро Ка-но, основоположника дзю-до, Г.Фунакоши прибыл в Киото, где, выступая перед многочисленными военными специалистами, демонстрировал технику каратэ. В 1922 году он приезжает в Токио, где выступает с показом приемов каратэ перед военными в Министерстве иностранных дел. Его приглашают на работу в Токио. В 1936 году он основывает школу Шотокан, открывая новую веху в истории развития каратэ.
Гишин Фунакоши изменил название каратэ-джитсу (метод «китайских рук») на каратэ-до (метод «пустых рук»). В 1935 году он опубликовал первую книгу. В ней он изложил классификацию средств и методов, описал основные удары, технику передвижения, защиты и обосновал каратэ как один из методов физического развития.
В 1945 году после разгрома японского милитаризма все виды единоборства в Японии были запрещены. Но уже в 1948 году было проведено первенство Японии по дзю-до. Японцы делают большие успехи в деле постановки обучения и организации национального вида спорта дзю-до. Создаются многочисленные школы, которыми руководит Кадокан. Японцы проводят ряд исследований по технике дзю-до и выпускают несколько книг выдающихся спортсменов-дзюдоистов.
Незадолго до смерти Г.Фунакоши была основана Японская ассоциация каратэ, которую он и возглавил. В 1957 году ассоциация каратэ считалась как бы отделом Министерства иностранных дел. В 1957 году был проведен первый чемпионат Японии по каратэ. Гири Фунакоши (второй сын Г.Фунакоши) был также одним из выдающихся спортсменов, специализирующихся в каратэ. Он воспитал впоследствии знаменитого Масутатси Ойяму, положившего начало распространению каратэ во многих других странах Американского и Европейского континентов.
В 1952 году М. Ойяма совершает поездку по странам Америки, где демонстрирует технику приемов каратэ, пишет статьи в журналы, выступает по телевидению и т. д. Вернувшись в Японию, он становится одной из видных фигур в деле развития каратэ.
Из многих стран мира в Японию стали съезжаться ученики, чтобы овладеть приемами каратэ и познать ее секреты (методы обучения и тренировки).
Ученик Г.Фунакоши М. Накояма, а ныне один из ведущих руководителей ассоциации каратэ Японии, .В течение последних 10 лет также посетил ряд стран, где не только рекламировал этот вид спорта, но и создавал клубы, занимался тренерской работой по обучению инструкторов каратэ.
В 1966 году ассоциация каратэ Японии насчитывала 100 тысяч занимающихся. В разных странах мира было открыто 300 филиалов.
В 60-х годах страны Европы, Азии и Америки стали создавать свои национальные федерации по каратэ. Первые федерации по каратэ возникли в США, Франции, Индонезии, ФРГ, Италии, в Южной Америке и других странах.
На международном рынке появляется огромное количество японской рекламной литературы. В самой
Японии резко обострилась борьба между федерациями дзю-до и каратэ. В настоящее время в Японии насчитывается 32 школы, разные по методике обучения приемам каратэ. Возрос спрос на тренерские кадры.
В 1968 году была создана Всемирная федерация каратэ (ее президентом стал Ходжиро Тани, 8 дан), а в 1969 году - Европейская федерация каратэ.
Развитие каратэ принимает широкий размах во всем мире. На сегодня насчитывается около 500 тысяч занимающихся. В соревнованиях на первенство Европы 1971 года команда Франции заняла 1-е место, а ее представитель Валера стал чемпионом континента в личном зачете.
Тренировка борцов, специализирующихся в каратэ, проходит в зале, площадь которого позволяет заниматься 30—35 спортсменам.
Для занятий применяются снаряды, которые называются «макивара». Это мешки с песком, специаль-ные циновочные рулоны, подвешиваемые на разной высоте. Основным снарядом для залов являются деревянные стойки высотой 165 - 175 см и шириной 30 см. В верхней части снаряд обматывают плетеной рогожей, в местах нанесения ударов руками и ногами. Основание снаряда жестко закрепляется, а скос кверху делает снаряд эластичным. Кроме снарядов «макивара» применяются штанга, гантели, утяжеленные башмаки, скакалки и другой инвентарь, способствующий развитию силы, точности нанесения удара и т. д.
Занятия начинаются с разминки. Одному из учеников поручают провести разминку. Группа точно повторяет за ним все упражнения.
Урок состоит из нескольких частей. В подготовительную и заключительную части урока входят: бег, упражнения для развития подвижности тазобедренного, коленного, голеностопного суставов, которые выполняются как самостоятельно, так и в парах. Акробатические упражнения для развития ловкости. Упражнения с гантелями и общеразвивающие, а также упражнения в прыжках через скакалку и т.д.
На упражнения для развития подвижности суставов отводится 10 мин.; на упражнения, выполняемые в одиночку и в парах, с изучением мест поражения и способов нанесения ударов - 40 - 50 мин.; на упражнения в передвижении по схеме с выполнением ударов, напоминающих бой с тенью, - 20 - 30 мин.; на упражнения в нанесении ударов в парах, разучивание комбинаций, удержание позиций при ударах - 20 мин.; на упражнения в движении с одного - трех шагов с выполнением комбинаций ударов и защит - 10 мин.; на упражнение вольный бой - от 30 сек. до 2 мин. (каждая пара); на упражнения общеразвивающего характера -10 мин.; на упражнения в прыжках через скакалку - 50 прыжков; на упражнения наклоны в положении сидя (ноги врозь) - до 1 мин.
Основная часть урока посвящена разучиванию ударов, технике их выполнения в сочетании с другими движениями рук и ног, нанесения ударов с передвижением, сохранению равновесия и направления движения по схеме, отработке ударов на макиварах и т.д.
В основной части урока уделяется много внимания изучению правильной стойки, передвижению, умению сохранять равновесие при переносе веса тела с одной ноги на другую как при атаке, так и при защите.
Свободный бой проводится в зале и длится не более 2 мин. Упражнение выполняют всего две-три пары, остальные сидят на скамейках вдоль стен и наблюдают.
На заключительную часть занятий отводится 10 - 15 мин. В нее входят упражнения на развитие гибкости, общеразвивающие упражнения» прыжки со скакалкой и т.д.
После первого года обучения занимающиеся держат экзамен, на котором они демонстрируют приемы: защиты, нападения, передвижения.
По классификации техника ударов и защит разделяется на удары рукой, ногой и головой; защиту руками и ногами. Экзамен состоит из трех частей: Ката, Вазiс и Киmiте. Ката представляет собой группу упражнений в передвижении с демонстрацией техники нанесения ударов руками и ногами. В Ваciс входят средства, с помощью которых наносятся удары, и места нанесения ударов. В Кumite занимающиеся показывают свое умение вести бой, демонстрируют технику ударов руками и ногами, а также умение защищаться и сохранять равновесие и т. д.
После сдачи экзамена занимающийся получает специальный пояс, который дает ему право выступать в соревнованиях. Соревнования проводятся на ограниченной площадке жесткого пола размером 8х8 м.
Судейская бригада состоит из 6 судей: 4 из них угловые и 2 находятся на площадке. Спортсмены одеты в кимоно. После приветствия занимают позицию. По сигналу судьи начинается встреча. Действия спортсменов оцениваются по очкам. Например, за выведение противника из равновесия дается иппон (чистая победа); за допущенные ошибки в технике спортсмен может быть наказан и получить вазари (очко); за красивую атаку с последовательными тремя шагами - вознагражден иппоном или вазари (чистой победой или очком).
Судьи оценивают встречу спортсменов по следующим пунктам:
1) за технику приемов;
2) за тактику ведения встречи;
3) за нападающий стиль;
4) за лучшую манеру ведения боя.
Судьи строго наказывают спортсменов за удары или захваты за лицо, нижнюю часть тела, а также за удары пальцами в лицо, рот, глаза, живот и другие части тела, за пассивное ведение встречи.
Соревнования проводятся по системе с выбыванием. Встреча напоминает скорее фехтование, чем бой боксеров. Каратэ не представляет опасности для занимающихся, так как нанесение самих ударов не разрешается. Специальных защитных приспособлений спортсмены не применяют.
В тех случаях, когда используются специальные щитки для предохранения тела, лица и рук, соревнование представляет собой уже бой, похожий на бокс.
Японская полиция регистрирует всех закончивших первый курс обучения и берет с них подписку о неприменении приемов каратэ в целях нападения. Занятия каратэ развивают уверенность, решительность, смелость, вырабатывают ловкость и устойчивость - качества, характерные для борцов, самбистов, боксеров и спортсменов других видов спорта.

Спортивная борьба. Сборник М., ФиС., 1972
Е.М. Чумаков, мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук
Б.Н. Карякин, мастер спорта СССР

 


Copyright © 2001 - Евгений Кончик  

Hosted by uCoz