Фунакоши Шотокан Карате Ассоциация

  ГЛАВНАЯ
  ПРАКТИКА
  ИСТОРИЯ
  К. ФУНАКОШИ
  ЭКЗАМЕНЫ
  ФОТОГАЛЕРЕЯ
  ССЫЛКИ
 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ КАРАТЭ

"Боевое искусство очень редко требуется в жизни обычного человека, часто никогда, но здоровье и надлежащее состояние полезно для любого человека в каждый день его жизни."

Джим Ли - ученик Брюса Ли.

Ни для кого не секрет, что слово "каратэ" в переводе с японского означает "пустая рука".

Такое написание и расшифровку иероглифов ввел Гичин Фунакоши, избрав его из нескольких существовавших вариантов.

На вопрос, как и откуда произошло каратэ, у нас обычно отвечают: его создали японские крестьяне в качестве системы самозащиты, чтобы противостоять вооруженным самураям. Нетрудно заметить, что в таком объяснении четко просматривается так называемый классовый подход. Дело в том, что каратэ в нашей стране занимались давно, но "выходить из тени" оно стало в начале 70-х годов. Спортивные единоборства в то время были монополизированы боксом и самбо. Функционеры этих видов всеми силам и средствами препятствовали развитию в стране каратэ. Чтобы показать, что каратэ ни в коей мере не противоречит коммунистической идеологии, оно было представлено энтузиастами и сторонниками его распространения в нашей стране как средство борьбы угнетенного класса с угнетателями.

Такое представление является, мягко говоря, неточным. Однако именно оно укоренилось в литературе, и мало кто теперь задумывается, так ли оно было на самом деле. А это имеет принципиальное значение для понимания каратэ в целом и, в частности, ее философии, психологии и техники, т.к. любая система базируется на мировоззрении создателя, его принадлежности к определенному социальному сословию.

Мы попробуем реконструировать в общих чертах историю возникновения каратэ, опираясь как на письменные свидетельства, дошедшие до наших дней в весьма незначительных количествах, так на достоверные исторические факты и логические выводы.

Начнем с того, что каратэ, как известно, возникло на Окинаве. Вопрос о принадлежности Окинавы к Японии всегда являлся непростым: по крайней мере известно, что жители Окинавы называют себя окинавцами, а не японцами.

Окинава не принадлежит к числу больших Японских островов. Она находится в архипелаге Рюккю, включающем более 60 островов, и лежит в 500 км от Кюсю, самого южного из больших Японских островов 800 км от Фучжоу, провинции в Южном Китае, и в 600 км от Тайваня. Окинава - главный остров группы Рюккю - с древних времен считалась административным и культурным центром архипелага. На острове находилась столица Шури, и другие важнейшие населенные пункты, в том числе Камемура - поселок китайских иммигрантов.

Сохранилось несколько китайских документов, из которых следует, что Китай с его древней культурой издавна контактировал с жителями Окинавы: в те времена на Окинаву можно было попасть из Фучжоу морским путем за 6 дней.

Остров поддерживал торговые связи с Кореей и Японией, хотя господство пиратов в омывающих Японию морях препятствовало установлению более тесных взаимоотношений с ней. Известно также, чем торговало население Окинавы: фрукты, дары моря, сера, ткани и точильные камни. На островах Рюккю почти не было минеральных ресурсов, поэтому жители островов вынуждены были покупать необходимые им металлы, в том числе железо.

В древности на каждом из островов Рюккю существовало самоуправление. Лишь в 10 веке правитель из клана Генджи начал объединять острова в нацию. Династия, основанная им, продержалась 73 года, но затем власть перешла к другому клану. К тому времени вся территория островов была разделена на 3 враждующих княжества: Чунзан, Нанзан и Хокузан. Когда Шо Хаши, правитель Чунзан, сумел наконец объединить под своей властью все эти княжества, он издал указ, запрещающий всему населению Рюккю иметь оружие - даже старые ржавые мечи. Централизованное управление этой династии продержалось 2 столетия.

В 1609 г. правитель Рюккю был вынужден сформировать армию, чтобы противостоять вторжению на остров армии клана Шимазу из Сацумы, остров Кюсю. Заново вооруженные, воины сражались с очевидной храбростью. Но после успеха в нескольких решающих сражениях неожиданная высадка дополнительных сил Шимазу определила исход войны.

Подчинив Окинаву, Шимазу также издал декрет о запрещении оружия. На остров присылали инспекторов из Сацумы, чтобы обеспечить его строгое соблюдение. Их задача облегчалась тем, что на островах, как уже отмечалось, не было природного сырья для металлургии; к тому же правительство Окинавы учредило портовую таможню, чтобы контролировать ввоз железа для хозяйственных нужд.

В 1587 г. в Японии была проведена кампания, которая получила название "охоты за мечами". Тоётоми Хидэёси, правитель Японии, пытаясь стабилизировать общество, издал указ, по которому самураи не имели права становиться горожанами, а крестьянам запретили покидать землю. До этого между сословиями не было четких границ и можно было легко переходить из одного в другое, особенно из сословия крестьян в сословие самураев, и наоборот. Во время "охоты за мечами" всем крестьянам было предписано сдать оружие. С этих пор только самураи имели право носить мечи - длинный и короткий. Короткий меч имели право носить также горожане для самозащиты. Крестьянам же, как и во всем мире, для самозащиты надлежало пользоваться сельскохозяйственными орудиями.

Однако, несмотря на запрет использовать оружие, японские крестьяне не создали боевого искусства, подобного каратэ - им, судя по всему, хватало доступных им подручных средств. К тому же классовая борьба в Японии никогда не достигала особенно сильного накала и крестьяне не стремились изменить существующий общественный строй, для чего им пришлось бы воевать с господствующим сословием - самураями. Когда же во время войн создавались крестьянские ополчения, крестьян, естественно, вооружали.

Сельскохозяйственные инструменты были очень похожими у крестьян Китая, Японии и Окинавы. Известно, что в Китае существовали боевые системы, предусматривающие применение их в качестве оружия. Переселившиеся на Окинаву китайцы наверняка тем или иным способом обменивались своим боевым опытом с местными жителями. Таким образом, на Окинаве возникли системы боевого использования ручного малогабаритного сельскохозяйственного инвентаря: нунчака, саи, ничо-гама (серп) и тонфа. Крестьяне Окинавы, так же как и крестьяне Китая, пошли по пути создания боевых систем, использующих подручные инструменты в качестве оружия.

Что касается указа о запрещении оружия на Окинаве, в первую очередь он касался привилегированного сословия, местной аристократии. Разумно предположить, что именно они создали и начали тайно практиковать искусство самозащиты, в котором оружием являются руки и ноги. Эту систему называли по разному: "каратэ", "те", "окинава-те", "буши-но-те". Последнее, кстати, означает "руки воина". Буши переводится как "носящий меч", т.е. воин, принадлежащий к привилегированному классу.

Нужно отметить еще раз, что на Окинаве с древних времен существовало поселение китайских иммигрантов - Камемура. Часть из поселенцев - около 500 человек - приезжали из Китая и жили на Окинаве по полгода, чтобы контролировать сбор налогов. Такая система сбора налогов действовала до конца ХУ111 века. Кроме того, в Камемуре осела группа стихийных иммигрантов - эти семьи получили название "36 имен". Среди них было много чань-буддистских монахов. В чань-буддистских монастырях широко и интенсивно культивировалось кемпо. Естественно, что эти монахи привезли с собой национальные боевые системы. Эти системы постепенно слились с местными боевыми традициями, и в результате такого сплавления выработались боевые системы Окинавы.

Итак, каратэ является одной из боевых систем Окинавы. Движения в современных видах каратэ-до, у-шу и тайквондо заметно отличаются друг от друга. Надо сделать при этом оговорку, что во всех современных стилях, к какому бы разряду - так называемых "бесконтактных" или "контактных" - они ни относились, существуют как спортивные, так и боевые направления. Ничего нет удивительного, что в спортивных соревнованиях по кумите выступают представители разных стилей. И сейчас уже говорят об усредненном спортивном каратэ. Однако именно в соревнованиях по ката проявляется принципиальное отличие одного стиля от другого.

Каратэ - имеется в виду Окинавское каратэ - было создано на базе прототипа современного кен-до и трансформировано для ведения боя без оружия. В этом можно легко убедиться. Так, например, в каратэ Шотокан нет специальных упражнений для отработки техники, предусматривающей применение оружия, но если взять в руки, к примеру, меч или палку - особых проблем в их использовании не возникает: то, что получается в результате, очень похоже на кен-до. Во многих высших ката каратэ Шотокан применение оружия подразумевается.

Классическими признаны 4 стиля каратэ: Шотокан, Шито-рю, Вадо-рю и Годжу-рю.

Из них самым "жестким" и самым трудным в освоении, и, тем не менее, самым распространенным в мире является Шотокан Каратэ.

Глава 3.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ ШОТОКАН

Основателем современного каратэ считают мастера Гичина Фунакоши. Сам же он в книге, написанной в конце жизни, утверждает, что нынешняя популярность каратэ в мире - это заслуга его инструкторов, его коллег - практиков, его учеников и друзей. "Что касается моей собственной роли, - говорит он, - то это была не более, чем роль водящего, или церемонимейстера, которому судьба и время предназначили появиться в подходящий момент."

Почти 90 лет своей жизни Гичин Фунакоши посвятил каратэ. Он начал практиковать его еще в детстве под руководством двух выдающихся окинавских мастеров - Ясуцуме Азато и Ясуцуме Итосу. Он тренировался также под руководством других известных мастеров, перенимая их сильные стороны, с одобрения своих учителей, которые, как он пишет, "не страдали от мелкой зависти к другим мастерам."

В возрасте 52 лет, в 1922 году Гичин Фунакоши, учитель по профессии и самурай по происхождению (как, впрочем, большинство инструкторов каратэ в то время, включая и его учителей) был приглашен в Токио, чтобы продемонстрировать древнее боевое искусство окинавского каратэ.

До этого каратэ было почти неизвестно в Японии, не говоря уже о других странах. На Окинаве оно было запрещено властями и практиковалось в тайне. В начале ХХ века каратэ наконец вышло из изоляции, получив одобрение властей.

Сам Гичин Фунакоши приложил к этому немало усилий. В результате каратэ было даже включено в учебную программу для мальчиков в окинавских школах.

Демонстрация древних боевых искусств в Токио в 1922, которая проходила под названием "Первая национальная атлетическая выставка", была организована министерством образования. Отдел образования префектуры Окинавы пригласил Гичина Фунакоши представить искусство каратэ.

Важно отметить, что в демонстрацию каратэ не было включено боевое применение из-за вполне резонного опасения, что в таком виде каратэ не получит одобрения властей. Фунакоши прекрасно понимал, что от этого зависит дальнейшая судьба каратэ и возможность его распространения. Неудивительно, что и по сей день Шотокан многие воспринимают как гимнастическое каратэ, обращая внимание лишь на форму и не понимая сути.

Показывались в основном ката и специально подготовленные фотоматериалы. Каратэ в исполнении Фунакоши имело огромный успех. Вдохновленный им, Гичин Фунакоши принял решение посвятить жизнь распространению каратэ в Японии и за ее пределами. Для этого ему пришлось расстаться на долгие годы с семьей и переехать в Токио.

В том же 1922 г. Фунакоши опубликовал свою первую книгу "Рюккю кемпо: каратэ". Но каратэ все же некоторое время оставалось малоизвестным, и Гичину Фунакоши пришлось пережить тяжелые времена, когда он едва мог сводить концы с концами. Постепенно количество учеников росло, поступали новые запросы.

В 1936 году Фунакоши открыл наконец собственную школу, которую стали называть Шотокан. Шото - литературный псевдоним Гичина Фунакоши, так он подписывал свои стихи. Шотокан означает "школа Шото".

Фунакоши разработал методику обучения каратэ и создал свой собственный стиль, объединив два основных окинавских стиля - шорей, с мощными силовыми техниками, и шорин, приспособленный для людей более легкого телосложения, гибких и подвижных. Напомним, что Фунакоши имел педагогическое образование и опыт практической работы в школе, что дало ему возможность решить задачу создания методики. В открытии школы некоторую помощь оказал Дзигоро Кано, который к тому времени уже имел широкую известность.

В 1949 г. была создана Японская Ассоциация Каратэ (JKA). Гичин Фунакоши был назначен ее главным инструктором благодаря выдающемуся мастерству и способностям руководителя. Он оставался в этой должности до своей смерти. Известно, что Гичин Фунакоши противился созданию Ассоциации, так как видел, что каратэ все больше и больше изменяет своему духу и уходит в сторону спорта и коммерциализации.

Гичин Фунакоши был человеком, который всегда следовал морали и кодексу чести своих предков, но при этом обладал способностью улавливать новые веяния и подчиняться велению времени. Он отличался невероятным упорством в достижении поставленной цели. Главной заслугой каратэ он считал не то, что оно обеспечивает физическое превосходство, здоровье и долголетие, а создание духовных ценностей и формирование совершенного характера.

Хотя основная заслуга в распространении каратэ принадлежит Гичину Фунакоши, среди его современников было немало других известных мастеров каратэ, которые сыграли в этом существенную роль.(Нижеприведенные сведения о мастерах каратэ - современниках Гичина Фунакоши взяты из книги Джона Стивенса "Три мастера будо").

Тёкки Мотобу (1871 - 1944), подобно Фунакоши, некоторое время обучался у Итосу. Мотобу был полной противоположностью Фунакоши как по характеру, так и по стилю каратэ. Его агрессивный стиль базировался в основном на реальных уличных сражениях - он знал совсем немного ката, а преподавал лишь одну из них. Впоследствии Мотобу открыл додзё в Осаке и в Токио, а также преподавал каратэ в нескольких университетах. В 1926 г. он опубликовал книгу "Рюккю кэмпо каратэ-дзюцу: кумите хэн" ("Искусство приемов кулачных боев Рюккю: варианты спарринга"), чтобы отличить от книги Фунакоши, в первую очередь посвященной ката.

Фунакоши поддерживал более близкие отношения с Тёдзюном Мияги (1888-1953) и Кенва Мабуни (1889-1952). Мияги был учеником Канрё Хигаонны и входил в группу, проводившую в 1921 году демонстрацию для наследного принца Хирохито. Он считается основателем Годзю-рю.

Мабуни, который считается основателем Шито-рю, обучался у Хигаонны и Итосу. В 1928 году он приехал в Токио, к Фунакоши, но уже на следующий год перебрался в Осаку - как считают, из уважения к первенству Фунакоши: в Токио было еще слишком мало учеников для двух учителей .Впоследствии ему удалось открыть в Осаке небольшой додзё и опубликовать серию брошюр с описанием своего стиля .Он считал исключительно важным изучение и исполнение большого набора ката, которых ему было известно около восьмидесяти.

Одним из самых первых учеников Фунакоши был Хиронори Оцука (1893-1982). До занятий каратэ учился у мастера дзю-дзюцу и занимался вместе с Уэшибой. Впоследствии он основал Вадо-рю.

Масатацу Ояма (1923-1994), яркий и противоречивый создатель Кёкусинкай Каратэ, тоже одно время был учеником Фунакоши. "Мастер Фунакоши выправил меня, - говорил Ояма. - Он показал мне подлинную суть каратэ".

Так или иначе, Фунакоши был связан со всеми известнейшими мастерами каратэ.

В конце двадцатых или начале тридцатых годов Фунакоши познакомился с Уэшибой. Фунакоши посещал специальные семинары Уэшибы и, кроме того, время от времени заходил в его додэё, чтобы обменяться взглядами на истинную природу будо.

Как видно из вышеизложенного, Фунакоши не был изобретателем каратэ, также он не был и самым лучшим в каратэ. И до него были попытки демонстрировать каратэ публике и властям. Но только Фунакоши смог найти такую форму представления каратэ, которая получила одобрение и поддержку властей, признание общественности и интерес во всем мире.

В разработанном Фунакоши стиле Шотокан Каратэ использовалось 15 ката, которые помогали развивать правильность движений, выносливость, быстроту реакции, твердость мышц и гибкость тела.

Практически различные формы каратэ каждого мастера действительно существенно отличаются по технике и общему подходу к этому искусству, и поэтому вполне естественно различать разнообразие стилей и признавать их разделение на несколько "потоков" (таково исходное значение слова "рю"). Стиль Шотокан стал одним из таких потоков. По иронии судьбы, стиль Шотокан-рю стал основной движущей силой, обеспечившей распространение окинавского каратэ по всему миру, но так и не прижился на Окинаве.

Далее мы снова обращаемся к книге Джона Стивенса "Три мастера будо".

После открытия Шотокана третий сын Фунакоши, Дзиго, стал его главным помощником. По свидетельствам очевидцев, он был на три дюйма выше и почти на пятнадцать фунтов тяжелее своего отца, был человеком одаренным и необычайно сильным - макивара, доска для ударов рукой, постоянно раскалывалась под его кулаками.

В Шотокане Фунакоши Старшего называли "Старым Мастером", а Фунакоши Младшего - "Молодым Мастером". Если во время занятий под учеником проламывались доски пола, Фунакоши Младший кричал: "Отлично! Отлично!"; Фунакоши Старший в аналогичной ситуации восклицал: "Да что с тобой? Слишком сильно! Слишком сильно!"

Для отца главным в каратэ были упражнения в ката, практическая самозащита и развитие характера. Для менее идеалистичного сына каратэ, подобно кен-до и дзю-до, должно было нести в себе элемент соревновательности, чтобы привлечь и поддерживать интерес молодежи.

Между клубами каратэ при колледжах уже проводились соревнования, и Молодой Мастер очень хотел, чтобы Шотокан держался в них на высоте. Старый и молодой мастера так и не смогли найти общий язык в отношение этой проблемы, поэтому между учениками Фунакоши Старшего и Фунакоши Младшего была очень заметная разница.

На уроках Фунакоши Старшего основное внимание уделялось упражнениям ката, позволявшим наиболее полно развивать все группы мышц и рефлексы. Практика кумите была основана на том допущении, что судьбу поединка должен решать один-единственный удар; любая атака во чтобы то ни стало должна отражаться, а идеалом является ее остановка захватом рукава противника. Фунакоши Старший использовал также некоторые броски и захваты и допускал свободное кумите, но только после того, как ученик твердо осваивал основы каратэ. С другой стороны, на занятиях Фунакоши Младшего позы тела выглядели более динамичными и подразумевали готовность к стремительной атаке; при этом часто использовались удары выпрямленной ногой - элементы, имевшие значение для получения очков на соревнованиях в свободной манере.

Тренировки в Шотокане были тяжелейшими независимо от того, кто именно проводил занятие. Оба Фунакоши были одержимы работой с макиварой, наносили по ней многие сотни ударов в день и требовали того же от своих учеников. Ката выполнялись учениками по 50-60 раз за одно занятие. Лишь один из десяти учеников Шотокана выдерживал подобное напряжение дольше нескольких месяцев. Тот же, кто сумел продержаться достаточно долгое время, начинал получать по вечерам специальные индивидуальные указания в доме Фунакоши - он исполнял ката, следуя требованиям и отца, и сына. Эта традиционная форма обучения каратэ возникла еще на Окинаве.

В 1945 году Дзиго Фунакоши умер от лейкемии.

Додзе "Шотокан" был превращен в руины во время бомбежек Токио.

После войны Фунакоши удалось восстановить разрушенный "Шотокан".

Однако теперь все было иначе. После войны Фунакоши признавался, что он "стал болезненно относиться к едва различимому духовному состоянию современного каратэ". И в восьмидесятилетнем возрасте Фунакоши продолжал уделять особое внимание выполнению ката и этике каратэ.

Он писал:

"Трепетно относись к старому и учись понимать новое. Старое, новое - это лишь вопрос времени. В бесчисленных делах сохраняй ясность разума. Путь открывается тому, кто обещает пройти его истинно и правильно".

Фунакоши сформулировал свои взгляды на свое искусство в "Двадцати Принципах Каратэ".

1. Каратэ начинается и заканчивается уважением.

Человек должен уважать учение, своих товарищей-учеников; человек должен обладать почтением и уважением к жизни.

2. В каратэ не атакуют первым.

3. Каратэ воспитывает праведность.Познай сперва себя, затем других.

4. Фунакоши научился этому правилу у мастера Азато: "Если ты хорошо знаешь себя и своего противника, ты никогда не потерпишь поражение".

5. Важна не столько техника тела, сколько техника разума.

6. Позволь своему разуму странствовать свободно.

Этот совет мастер дзен Такуан (1573-1645) дал фехтовальщику Ягю Мунено-ри (1571-1646). Если человек позволил своему разуму зафиксироваться на чем-то одном, он теряет способность реагировать.

7. Невнимательность и небрежность приводят к неудачам.

8. Никогда не считай, что каратэ занимаются только в додзё.

9. Каратэ занимаются всю жизнь.

К концу своей жизни восьмидесятилетний Фунакоши сказал, что совершенствовал некоторые движения каратэ в течение шестидесяти лет: "И только тогда мне наконец-то удалось уловить их основную идею!" Говорят, что даже на смертном одре Фунакоши продолжал прогонять перед своим внутренним взором ката, пытаясь улучшить их выполнение.

10. Все, с чем ты сталкиваешься, есть аспект каратэ; найди в нем изумительную истину.
Вторую часть правила можно перевести и так: "Каратэ есть острие жизни".

11. Каратэ подобно кипящей воде: если ты не поддерживаешь сильный огонь, она становится прохладной.

Фунакоши говорил своим ученикам: "Каждый пропущенный день занятий перечеркивает положительные результаты трех дней тренировок".

12. Не думай о победе; думай о том, чтобы не потерпеть поражение.

Существует огромная разница между желанием победить любой ценой и нежеланием потерпеть поражение. Первое стремление приводит к опрометчивым поступкам и самоуничтожению; второе воспитывает здравый смысл и осмотрительность действий.

13. Действуй согласно с действиями противника.

14. Проводи поединок в соответствии с естественной стратегией.

Занимающийся каратэ должен действовать естественно, приспосабливаясь к своим противникам и никогда не позволяя им приспособиться к себе.

15. Сделай свои руки и ноги острыми мечами.

Это означает не только то, что их следует превратить в смертельное оружие; практикующий каратэ должен осознавать свои поразительные потенциальные возможности.

16. Выйди наружу - и ты встретишь десять тысяч врагов.

Еще один афоризм, подчеркивающий необходимость внутренней дисциплины.

17. Начиная обучение, осваивай различные стойки, но затем полагайся на естественность позы.

Для новичка очень важно овладеть различными стойками - они являются "кирпичиками" каратэ. Однако в конце концов опытный ученик должен превзойти любые традиционные стойки и использовать ту позу, которая наиболее естественна и удобна для него.

18. Ката всегда нужно исполнять правильно; реальный поединок - совсем иное.

Ката возникли как средство развития различных мышц тела, определенных рефлексов и выносливости. Многие - быть может, большинство - из движений ката никогда не при меняются в реальном поединке, но именно упражнения в выполнении ката помогало победить в поединке.

19. Научись быть слабым.

Никогда не забывай о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качества своей техники. Используй силу противника.

20. Постоянно оттачивай свой разум.

"Оттачивание" означает здесь непрерывный поиск природы вещей; такое стремление захватывает человека целиком и представляет собой сосредоточенное усилие, устраняющее любые умственные и физические препятствия, встречающиеся на пути.

Мировой интерес к каратэ стремительно возрос в пятидесятых годах.

В 1954 году вышел показанный по всему миру фильм "Каратэ-до", сопровождавшийся дикторским текстом на английском языке и включавший краткий рассказ о Фунакоши. Последователи Фунакоши из Шотокана - в частности Масатоши Накаяма (1913-1987) - постепенно распространили учение Фунакоши и каратэ по всему миру.

Фунакоши прожил почти девяносто лет. Он приписывал свое долголетие и отменное здоровье занятиям каратэ - "лучшему из лекарств" - и чистоте жизни.

Фунакоши скончался 26 апреля 1957 года после 75 лет обучения и преподавания каратэ. Его долгая и плодотворная жизнь стала воплощением добродетелей Шотокан Каратэ - смелости, учтивости, целостности, скромности и самоконтроля.
 


Copyright © 2001 - Евгений Кончик  

Hosted by uCoz