Фунакоши Шотокан Карате Ассоциация

  ГЛАВНАЯ
  ПРАКТИКА
  ИСТОРИЯ
  К. ФУНАКОШИ
  ЭКЗАМЕНЫ
  ФОТОГАЛЕРЕЯ
  ССЫЛКИ
 

 

 

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Александр Плескачев - руководитель Московского отделения Фунакоши Шотокан Карате Ассоциации (F.S.K.A.), 5-й дан Шотокан Карате, инструктор и официальный представитель F.S.K.A. в Москве, России.

В современном мире владение каким-либо видом боевых искусств для большинства людей не является ни насущной необходимостью, ни основным средством выживания. Осознав этот факт, а также то, что изменения, происшедшие к концу XIX началу XX веков в жизни общества в каждом из ее аспектов, оказались необратимыми, японские мастера боевых искусств предприняли различные попытки сохранить то, чем они владели и, что было смыслом и образом их жизни. Одной из них стала попытка приспособить свои боевые искусства для мирных целей.
Затем на базе боевых искусств были созданы некоторые виды спортивных единоборств. Как правило, спортивный вид создавался на основе некоторых упражнений, используемых для обучения боевому искусству, посредством изменения техники и разработки правил соревнований. Здесь важно отметить, что боевая техника и тактика трансформировалась в спортивную с целью обеспечения безопасности спортсменов и с учетом достижения наибольшей зрелищности. В соответствии с изменениями техники и тактики, менялась и методика обучения. Так например, основным принципом карате считалось: "Поднял кулак убей". Понятно, что в спортивном состязании такой принцип недопустим и такое искусство не могло и не должно быть общедоступным. Поэтому, мастер Гичин Фунакоши на базе боевого искусства карате создал карате-до, подобно тому, как из дзю-дзютсу было выведено дзю-до, из айки-дзютсу - айки-до, из кен-дзютсу кен-до.
Развиваться начали именно те направления, которые были востребованы современным обществом, и в первую очередь спортивное, т.к. оно служило целям популяризации этих видов единоборств. Приставка "до" ("путь") сегодня воспринимается как синоним спортивного направления, хотя в первоначальном варианте прочтения она подразумевала нечто совсем другое следование высоким духовным принципам, без которых невозможно истинное мастерство, в повседневной жизни; стремление к совершенству, а не к превосходству над соперником. Но Шотокан карате, например, все еще остается целостной системой, разные составляющие которой способны удовлетворять самым разнообразным запросам. Мне приходилось не раз слышать, что ушу хорошо для себя, а для улицы лучше всего Шотокан. Спортивное, в том числе "традиционное" и любое другое карате-до на западе поделено на так называемое контактное и бесконтактное . Кто сможет дать точное определение "традиционному" карате - что это такое, чем оно отличается от нетрадиционного, кто его создал? Что такое "контактное" карате, а что такое бесконтактное карате по сути? По нашему мнению это деление является формально-рыночным и относится к правилам соревнований и никакого отношения не имеет ни к боевому применению, ни к самообороне, ни тем более к карате. Бить или не бить - это дело конкретного человека, а не системы обучения.
Исходя из такого деления, используемая на соревнованиях техника и тактика в этих видах заметно отличаются, что обеспечивается правилами проведения соревнований по кумите (в переводе на английский - спарринг, введен в карате боксерами и журналистами). Соревнования по "контактному" карате более зрелищны, чем по "бесконтактному". Поэтому именно по "контактным" правилам проводятся всевозможные шоу, например такие как, "бои без правил". Анализ "боев без правил" показывает, что победителем как правило становится представитель того вида спортивного единоборства, чья организация организовала данные соревнования, так как именно она определяет правила соревнований.
В "контактных" видах в основном, используются тактика и техника, являющиеся наиболее оптимальными для ведения спортивного поединка на ближней дистанции. Справедливости ради надо отметить, что "бесконтактное" карате гораздо сложнее и труднее в освоении. Как сказал руководитель одного из клубов "контактного" карате, ранее занимавшийся Шотоканом, что к ним в основном идут потому, что махать руками проще, чем кропотливо заниматься изучением и совершенствованием техники карате, да еще так долго.
В бесконтактном" спортивном карате-до также используются регламентированные правилами соревнований тактика и техника, но являющиеся оптимальными для средней дистанции. Здесь не используются весовые категории и, поэтому на использование техники непосредственно зависящей от веса спортсмена наложено ограничение. Броски считаются всего лишь способом выведения из равновесия, а не техникой оцениваемой судьями.
Наиболее эффективная техника, используемая для самозащиты, запрещена к применению в любом спортивном поединке.
В контактных видах спортивных единоборств, в т.ч. в так называемом "контактном карате", помимо ударов (в основном взятых из английского бокса, а не из карате) широко используются такие технические действия как защита "подставкой" и "прихваты" противника т.е. специфические виды удержаний, разрешенные правилами соревнований. Но в спортивном поединке, в этих видах единоборств, также запрещены или значительно ограничены к применению некоторые типы ударов руками в голову и трахею, удары пальцами, ладонью и локтем, да и разрешенные к применению виды захватов и бросков значительно ограничены. Причина таких ограничений проста: если разрешить все виды ударов, захватов и бросков, то не будет той зрелищности, которая нужна для привлечения зрителей. Кстати говоря, использование ката для обучения в "контактном" карате не практикуется. Это и понятно. Исполнение ката требует отработанной и чистой техники, понимания ката. А на это уходит много времени.
Некоторые ограничения на применяемую технику накладывают и используемые спортсменами защитные средства.
Практика показывает, что для самообороны малоэффективно и даже опасно для защищающегося применение спортивной техники и тактики, которые являются продуктом узко специализированной подготовки под правила и условия соревнований. Техника и тактика самообороны основана на других принципах т.к. решает задачи принципиально отличные от задач спорта. Следовательно методы и методика подготовки спортсмена и человека для самообороны не могут быть одинаковыми. Хотя глупо отрицать, что методика подготовки спортсмена обеспечивает выработку некоторых физических и психических навыков весьма полезных для самообороны.
В конкретном виде спорта больше шансов победить имеет тот спортсмен, который более предрасположен к этому виду спорта и более тренирован в этом виде спорта, т.е. натренировал лучшие психофизические навыки. Желание человека защищаться от нападения зависит только от его желания и больше не от чего. В соревновании можно хотеть участвовать, а можно не хотеть. В самообороне не желание или не умение себя защитить обычно приводит к нежелательным последствиям.
Поэтому человек, желающий научиться самообороне должен выбрать тот метод обучения, который наиболее подходит для него по его менталитету, по физическим данным и конечно же по методикам обучения. Мы здесь не будем уподобляться Харлампиевым, Карякиным (он утверждает в своей книге, что карате японцы заимствовали у французов и карате появилось в Японии в 20-х годах ХХ века, а бокс англичане заимствовали), Тиновицким и прочим деятелям, которые в своих книжках по самообороне всячески превозносят, те виды борьбы, которые понятны им и всячески поносят, те, которые так и не смогли понять не смотря на все имеющиеся спортивные титулы. По нашему мнению в бою побеждает не техника, а человек. Техника сама по себе не может быть ни сильной, ни слабой. Может быть человек, который одной техникой владеет хуже, а другой лучше. У кого лучше получается бросковая техника - пусть бросает, а у кого ударная - пусть ударяет. И совсем не важно как наносить удар с плеча, как в боксе, или с бедра, как в карате. Сато-сан, когда обучал карате в Москве в 70-е годы говорил: не важно как, важно чем и куда.
Мы рассматриваем бокс, самбо, карате, айкидо, у-шу и другие виды борьбы как методы обучения ориентированные на определенный тип людей. Что хорошо одному, то может не годиться другому.
Большинство из наиболее распространенных восточных боевых искусств используют одни и те же принципы в исполнении техники и в тактике ведения боя, но и используют одинаковый принцип передачи знаний т.е. систему обучения. Форма подготовительных и подводящих упражнений в разных видах конечно же различна. Так например, упражнения айкидо не похожи на упражнения карате, а те в свою очередь отличаются от упражнений применяемых при обучении какому-либо стилю у-шу. И главное отличие восточных систем от западных систем боевой подготовки, по нашему мнению в том, что последние, ориентированы только на спецподготовку определенного контингента и не могут быть использованы как физкультурно-оздоровительные и спортивные системы. Эти системы предназначены для подготовки солдата. Сможет ли например 5-летний ребенок сдать тест для приема в "Альфу"? Ответ - очевиден. Всякий ли человек хочет быть солдатом, бойцом.?
Здесь конечно надо учитывать и то, что все виды спорта, в том числе и спортивное карате всех видов, являются единоборствами, т.е. борьба один на один. В отличие от этого, в восточных боевых искусствах используется методика обучения ориентированная на подготовку к борьбе против многочисленных противников, а борьба один на один является всего лишь частным случаем. Естественно, что такая методика отличается от методики подготовки единоборца, и упражнения используемые при обучении отличаются от упражнений, используемых в спортивных методиках.

Основными причинами этого являются:

  • принципиальное отличие в тактике и технике ведения боя, где все средства хороши, и "честного" спортивного поединка,
  • максимальное обеспечение техники безопасности на занятиях
  • отсутствие профессионального отбора при наборе в секцию
  • обеспечение планомерной подготовки любого желающего с учетом его физических данных.

    Эта методика должна обеспечить развитие и воспитание у ученика необходимых физических и эмоционально-волевых качеств, таких как сила, ловкость, быстрота, решительность и ответственность, гибкость и жесткость в поведении и в действиях, неукоснительное следование принципу необходимой достаточности и др.
    Одни методы обучения самообороне позволяют более быстро и просто подготовить человека, другие требуют более длительных и более упорных тренировок. Время овладения системой прямо зависит от сложности координации, физических параметров движений и естественно от способностей и наклонностей ученика, конечной цели занятий. По нашему мнению и по мнению многих специалистов, бросковая техника является более сложной, чем ударная и менее эффективной при защите от многочисленных нападающих. Поэтому мы предлагаем начинать изучение самообороны именно с ударной техники, а затем постепенно переходить к изучению броской техники карате, которая по своей координации намного проще например, самбисткой.
    Людям, имеющим спортивную подготовку в боксе или броской спортивной борьбе, рекомендуем освоить специальную технику перемещений и научиться контролировать себя при самообороне. Они как правило увлекаются единоборством с одним из противников и даже пытаются делать ему удержание на спине, тогда как в это время другой агрессор может стукнуть такого спортсмена каким-нибудь твердым предметом по голове. Такие случаи к сожалению имели и имеют место.
    "Анализ бытовых драк и рукопашных схваток на войне, осуществленные А.Е.Тарасом, показал, что удары обладают некоторыми важными преимуществами над болевыми приемами и бросками, выполненными по технике самбо. Наиболее отчетливо эти преимущества заметны в столкновениях с многочисленными противниками. Во-первых, удары проще по своей биодинамике и, соответственно, требуют меньше времени на проведение, чем бросково-болевая техника. Во-вторых, они обеспечивают бойцу, меньшую уязвимость от захватов противника. В-третьих, правильно поставленные удары обладают большой разрушительной силой." (Тарас А.Е. Боевая машина: Руководство по самозащите). К этому уместно добавить, что не зря в спорте введены весовые категории. Не трудно понять, что человек небольшого роста и веса, вряд ли сможет успешно применить в уличной драке бросково-болевую технику против человека большего веса и роста. При обучении самообороне необходимо отрабатывать упражнения с партнерами разного физического сложения, в разнообразной одежде, в различных условиях освещения и разных ситуациях. От одного вида атаки надо отрабатывать несколько вариантов защиты. Но полезнее отрабатывать типовые защиты от типовых атак, естественно на основе соответствующей базы.
    Ниже приведена методика отработки различных вариантов действий защищающегося при наиболее типичных вариантах нападения с использованием техники из самбо, когда противник произвел или пытается произвести захват. Методика изложены в виде последовательности упражнений, отрабатываемых в различных вариантах.
    Сторонники бросковой техники утверждают, что от удара можно увернуться, но прежде чем совершить бросок, сначала надо сделать захват, а от захвата также можно увернуться. Это вопрос реакции и ловкости, а не техники. Можно увернуться и от броска, и даже нанести удар на различных этапах его проведения.
    Здесь уместно напомнить, что в Шотокан Карате при выполнении техники используются удары с применением различных видов киме (резкое, плавное и др.), которые рассматриваются в ката серии Годзю. В основе удара лежит не скорость, а ускорение (спортсмены называют это "взрывом").
    Воздействие на мишень определяется не скоростью движения ударной поверхности из исходного положения, а разницей между скоростями движений мишени и ударяющей поверхности в момент соударения. Естественно, что чем выше эта относительная скорость и тверже ударяющая поверхность, тем более разрушительными для мишени будут последствия соударения.
    Методика тренировки ударов в Шотокане направлена на воспитание именно такого способа нанесения ударов (атеми-ваза) и выполнения блоков (уке-киме). Таким образом, удары и блоки карате по сути своей являются "проникающими" вглубь мишени, а не наносятся по ее поверхности. Как следствие этого в Шотокан Карате не рекомендуется применять способ защиты "подставкой" так широко применяемый в боксе, кикбоксе, боевом самбо, рукопашном бое на основе бокса или самбо и других "контактных" видах спорта, а также в самозащите предлагаемой боксерами и самбистами. Техника, не имеющая таких характеристик, не является техникой Шотокан Карате. Техника парирования, захватов и бросков считается в карате вспомогательной.
    Ката были и остаются превосходным и достаточно эффективным эффективным, а в некоторых случаях просто незаменимым методом для выработки определенных навыков и для отработки как техники самозащиты, так и боевой техники. Совершенно неправильно рассматривать ката как формальный набор техники. Ката - это один из трех основных методов обучения карате, который является неотъемлемой частью системы обучения наравне с методом кумите и методом кихон. Именно посредством изучения ката ученик формирует в себе качества, которые другим методом выработать нельзя. Чрезмерное увлечение каким-либо одним методом в ущерб другим приводит к дисгармонии в обучении. Базовое исполнение Ката и Бункай - это формализованное упражнение, а не формальное, как часто можно видеть в книжках и слышать от спортсменов и всевозможных "специалистов". Именно посредством осмысленной и творческой отработки ката квалифицированные ученики карате (с 3 дана и выше) могут самосовершенствоваться в карате. Ученикам высокого уровня мало поможет инструктор, а тем более тренер. Только посредством самосовершенствования можно достичь мастерства в карате и без ката здесь не обойтись. Посредством отработки ката вырабатываются навыки и психофизические качества необходимые как в самозащите, так и в повседневной жизни, каким бы видом деятельности не занимался ученик.
    Как правило, в спортивных видах единоборств принято изучение определенного набора приемов, которые характеризуют конкретный вид спорта и доведение выполнения "коронных" приемов до автоматизма. Этим процессом руководит тренер, наделенный соответствующими полномочиями и фактически являющийся средством принуждения, этакой дубиной, заставляющей спортсмена тренироваться.
    Любому нормальному человеку понятно, что невозможно за одну человеческую жизнь отработать до автоматизма и до реального применения 10000 приемов или изучить все возможные ситуации самозащиты, как это иногда предлагают некоторые специалисты и эксперты по "боевым искусствам".
    В отличие от спорта занятия, а не тренировки, проводит инструктор, а не тренер. Одна из основных задач инструктора - это воспитание у учеников желания к самосовершенствованию.
    Знание высших Ката Шотокан карате (их всего 20) обеспечивает необходимый и достаточный арсенал техники. эффективной для ведения боя на различных дистанциях и в любом положении и, что самое главное, в ситуациях, никогда не отрабатываемых ранее. Посредством ката можно отрабатывать любую даже самую опасную технику.
    Посредством отработки Шотокан Ката ученик сам у себя формирует навыки и изучает и отрабатывает разделы карате, необходимые для самообороны, например такие как:
    Ате-ваза - техника ударов руками
    Аши-сабаки - техника ухода ногами от подсечек
    Дебана-ваза - техника на опережение
    Дзю-ваза - мягкая-техника
    Дори-ваза техника освобождения от захватов
    Итеми-ваза - техника воздействия на болевые точки
    Кансетсу-ваза - техника воздействия на суставы
    Катаме-ваза - техника удержаний
    Наге-ваза - техника бросков
    Хенки-ваза - изменяющаяся техника
    Хитеки-киме-ваза - техника точных действий и др.
    В ученических ката (их всего 6) также можно найти много полезного для самозащиты, поскольку они были разработаны окинавскими мастерами Итосу и Фунакоши для облегчения освоения высших ката. Одним из методов освоения и совершенствования техники и тактики карате для самозащиты является Бункай Ката. Этот метод наиболее эффективен для овладения навыками самообороны для людей неагрессивного характера и не обладающих избытком физической силы. Здесь мы рассмотрим фрагменты бункая высших ката, используемых для отработки навыков самообороны.

    Продолжение будет опубликовано в ближайшее время.
     


  • Copyright © 2001 - Евгений Кончик  

    Hosted by uCoz