Фунакоши Шотокан Карате Ассоциация

  ГЛАВНАЯ
  ПРАКТИКА
  ИСТОРИЯ
  К. ФУНАКОШИ
  ЭКЗАМЕНЫ
  ФОТОГАЛЕРЕЯ
  ССЫЛКИ
 

 

 

 

 

FSKA АССОЦИАЦИЯ ФУНАКОШИ ШОТОКАН КАРАТЭ


Кеннет Йошинобу Фунакоши, основатель и главный инструктор Ассоциации Фунакоши Шотокан Карате (FSKA), сын Йошио Фунакоши, двоюродного брата Гичина Фунакоши, известного как "отец современного карате". (Йошио в свои 85 лет все еще помнил ката Найханчи (Текки), которые он выучил у Гичина на Окинаве в 1915 -1925 г.г.).
Занятия боевыми искусствами Кеннет начал с дзю-до в 1948 году в возрасте 10 лет у сенсея Аракаки. Одно-временно он учился плаванию у всемирно известного тренера Сакамото.
В 1956 году, когда ему исполнилось 17 лет, он был принят в класс кемпо и начал брать уроки у Сонни Эмпе-радо. Это стало началом его жизненного пути. После первого же занятия у Эмперадо Фунакоши был переведен в класс для продвинутых учеников. Два месяца спустя на турнире в Вашиава (Гаваи) он противостоял одному за другим 20 противникам. После этого турнира ему был присвоен зеленый пояс. В течение второго года учебы в Университете он продвинулся до черного пояса, хотя и был самым молодым из всех, кто получил этот ранг.
В 1959 году во время службы в ВВС Фунакоши начал преподавать кемпо гражданским и военным. В это время он познакомился с сенсеем Хироказу Каназава, первым великим чемпионом Японской Ассоциации Карате (JKA), и его способом преподавания. Этот способ был прямой противоположностью грубым и жестоким силовым мето-дам, с которыми Фунакоши столкнулся в кемпо. Вот что об этом говорит он сам: "...Было большое отличие, и вот в чем: хотя Каназава был в зените славы, внушающий трепет мастер карате, он был очень застенчив". Застенчи-вость и мягкость Каназавы произвели такое впечатление на Фунакоши, что он отказался от черного пояса, полу-ченного в кемпо, и начал заниматься под руководством Каназавы с белым поясом. Он учился у него в течении трех лет и мягкий способ преподавания карате перенял у него.
Следующие три года Фунакоши занимался у Масатаки Мори, другого старшего инструктора из JKA, а с 1966 по 1969 год - у легендарного Тетсухико Асаи, другого бывшего великого чемпиона Японии.
В 1969 году, после 10 лет обучения у трех ведущих Японских инструкторов, сам становившийся великим чемпионом Ассоциации Карате в течение 5 лет подряд (1964 - 1968), Кеннет Фунакоши был назначен Главным Инструктором Ассоциации Карате Гавайи.
Сенсей Фунакоши начал преподавание карате в декабре 1986. После смерти главного инструктора JKA сенсея М. Накаямы последовавшие за ней разногласия в руководстве JKA привели к развалу Ассоциации.
В 1987 году К.Фунакоши основал неполитическую Ассоциацию Фунакоши Шотокан Карате. F.S.K.A. имеет свои филиалы в США, Мексике, Азии, Европе, Южной Африке и в России.
В 1996 году официальным представителем FSKA в Москве, России шихан назначил Александра Плескачева. Московское отделение FSKA:
тел. (095) 339-10-82 (после 22-00 в любое время), E-mail:FSKF@stk.mmtel.ru

Выдержки из Интервью с шиханом Кеннетом Йошинобу Фунакоши, 8 дан, основателя и главного инструктора FSKA

Оформление интервью с шиханом сделано Александром Плескачевым, официальным представителем FSKA в Москве, России. Интервью взяты на семинарах шихана, которые он проводил в Москве в 1998, 1999 и 2000 годах.

Вопрос: Мне кажется, что Карате Шотокан по форме движений ближе к самурайскому кендо, в то время как в технике нунчаку, саи, тонфа и т.п. в манере перемещений, осанке и траектории движений угадывается нечто крестьянское.
Ответ: Это так. Но имейте ввиду, что в Окинавских стилях карате - годзю-рю, шорин-рю и т.д. в базовой технике в основном используются высокие стойки – санчин-дачи и мото-дачи. Низкие стойки из кендо ввел в карате Шотокан Гичин Фунакоши уже после того, как переехал в Японию. Гичин Фунакоши был самураем, происходил из семьи самураев. Имя Фунакоши считается очень хорошим на Окинаве. Мое имя, к примеру, Кеннет Ёшинобу Фунакоши. Ёшинобу – мое японское имя. На Окинаве имя указывает на принадлежность к определенному классу. Ёшинобу – это самурайское имя, его дают только людям, принадлежащим к классу самураев. Таким образом, Гичин Фунакоши несколько видоизменил карате, внеся в него некоторые элементы самурайского кендо. На Окинаве многое - не японского происхождения, а китайско-корейского. Среди китайских бизнесменов, приезжавших на Окинаву, были и мастера кунг-фу. Окинавцы переняли кунг-фу и видоизменили его. Таким образом возникли предпосылки для создания карате. У корейцев произошел обратный процесс. Корейские биз-несмены, приезжавшие в Японию, занимались там карате шотокан. Вернувшись в Корею, они переделали карате шотокан в тайквондо. Ката в тайквондо те же самые, что в шотокан карате, но выполняются в другой манере. В Корее существовал древний вид борьбы Будо-Квон, в отличие от современного вида – тайквондо, который более рассчитан на зрелищность, чем на боевое применение.
Вопрос: Как Вы решаете для себя противоречие между принципами бусидо, где жизнь – ничто, и принципами шаолиня, где весь упор – на защиту жизни?
Ответ: Много лет назад, когда Гичин Фунакоши учил карате на Окинаве, основным и самым важным принципом карате считалось совершенствование характера. Точно так же как в тренировке самурая: сила и самосовершенствование характера и установление справедливости. Согласно учению бусидо, самурай обнажал меч не для того, чтобы убить или совершить насилие, а для защиты справедливости - т.е. узаконенного правопорядка, точно так же как полицейский выхватывает пистолет. В карате – то же самое: установление справедливости, не причинение вреда, а защита добра.
Вопрос: Самурай по своему характеру – гордый человек. А Гичин Фунакоши был человеком смиренным. Нет ли здесь противоречия?
Ответ: Самурай – это немного другое. Самурай – это в первую очередь телохранитель, и его сюзерен платил ему за эту работу. Поэтому самурай должен был демонстрировать свое мастерство, свой профессионализм, точно так же как полицейский носит свой значок и свою униформу, чтобы вызывать к себе соответствующее уважение. А человек, занимающийся карате, должен одновременно с развитием мастерства воспитывать в себе мягкость и смирение, он не должен ничего демонстрировать.
Вопрос: Связано ли презрение к смерти, мужество и самоотверженность самурая с верой в последующее перевоплощение, в то, что мы живем не один раз?
Ответ: Дело, конечно, не только в этом. Если в тот момент, когда человеку нужно защищаться или наносить удар, его будут отвлекать мысли о возможной смерти и он будет испытывать страх, его движения будут скованы эти страхом. Он не сможет действовать быстро и решительно. Точно так же и в карате: если человек будет думать о том, как сильно его могут ударить и какой вред ему могут причинить, вместо того чтобы сконцентрироваться на действиях противника и своих, он неизбежно потерпит поражение. Поэтому бесстрашие и презрение смерти самураев, контроль над своими эмоциями в первую очередь являлись средством выживания, проявлением прагматизма.
Вопрос: У многих людей чувство страха преодолевается за счет агрессии. Как не бояться боли и страха, но при этом не испытывать агрессии.
Ответ: Нужно контролировать свои эмоции. Это, разумеется, достигается тренировками. Тренировки дают уверенность в себе. Посмотрите на черные пояса: они гораздо более уверены в себе, чем белые, т.к. они лучше тренированы.
Вопрос: То, что все ката начинаются с блоков - говорит ли это о защитном характере карате?
Ответ: В карате важнее всего самозащита, поэтому в ката очень много блоков. Но сейчас существует спортивное карате, в котором достаточно много атакующей техники.
Вопрос: То, как показывают карате во многих фильмах, положительно или отрицательно влияет на само искусство?
Ответ: Есть, конечно, и положительный момент: карате становится популярным, люди, особенно дети, хотят заниматься карате. Но при этом все, что я видел в фильмах, не является настоящим карате, это в основном актерская игра.
Вопрос: То, что карате начинает синтезироваться с боксом и теряет свою чистоту – это хорошо или плохо?
Ответ: Это хорошо для развлечения, для зрелищности, но плохо для боевого искусства как такового.
Вопрос: Проводятся ли соревнования по бесконтактным правилам в Америке, в Японии?
Ответ: Да, они достаточно популярны. К тому же, после разговоров о том, что карате собираются включить в олимпийскую программу, многие люди хотят заниматься карате-до. Но здесь есть много проблем, связанных с тем, что видов карате очень много, и более того, даже в одном виде много разновидностей и организаций.
Вопрос: Известно, что Гичин Фунакши отрицательно относился к спортивным соревнованиям. В какой момент появилось спортивное карате?
Ответ: Впервые в 1957 году на турнире в Японии.
Вопрос: Был ли этот процесс постепенным? Каким образом учителя карате пересмотрели свое отношение к этому?
Ответ: Всегда во всех додзе практиковали кумите и всегда разные клубы состязались между собой. Но самое большое та-кое состязание состоялось как раз в 1957 году.
Вопрос: Удивляет не столько Ваша сила и концентрация, сколько Ваша скорость. Как Вам это удается?
Ответ: Но я вовсе не быстрый, наоборот, я медлителен. 30 лет назад я был действительно быстрым.
Вопрос: Но Вы гораздо быстрее всех Ваших учеников!
Ответ: Ну, может быть, это благодаря тому, что я имел хороших учителей. И еще благодаря тому, что я занимаюсь карате очень много лет. Это хорошо, что я кажусь своим ученикам быстрым, они стараются равняться на меня.
Вопрос: Как Вы стали профессиональным инструктором?
Ответ: Я занимался карате и работал офис-менеджером. Но мой последний учитель сенсей Асаи, который был в то время главным инструктором на Гавайях, предложил мне работать инструктором – и я согласился. Мне пришлось пожертвовать своей работой , так как не было возможности заниматься и тем и другим одновременно. Сенсей Асаи – очень хороший чело-век. Он не только первоклассный мастер карате, но и настоящий джентельмен, очень тонкий человек. Мы с ним очень дружны. Я поступил на инструкторские курсы JKA, которые вел сенсей Асаи, но закончить их мне не удалось в связи с их закрытием.
Вопрос: Вы учились карате у Гичина Фунакоши,?
Ответ: Нет, потому что когда я начал заниматься карате, Гичин Фунакоши уже никого не учил – он был стар для того, чтобы проводить тренировки. Тренировки проводил сенсей Накаяма, а Гичин Фунакоши присутствовал на них. Я учился на Гаваях у великих мастеров Каназавы, Мори и Асаи и потом время от времени ездил заниматься в Японию. Тренировки в тот период проводил сенсей Асаи, а состарившийся сенсей Накаяма присутствовал на них. Однако многие ученики, занимавшиеся в присутствии мастеров, утверждают, что они учились у сенсея Гичина Фунакоши и сенсея Накаямы – этого быть не могло, т.к. в преклонном возрасте невозможно проводить тренировки.
Вопрос: Почему Шотокан сенсея Каназавы резко отличается от Шотокана других мастеров?
Ответ: Сенсей Каназава занимался не только Шотоканом. Он например, очень много занимался Тайчи, и естественно, что все эти занятия наложили отпечаток на его технику Шотокана.
Вопрос: Что Вы думаете о занятиях другими видами боевых искусств внутри Шотокана, например Тайчи?
Ответ: Я думаю, что это хорошо. Достаточно вспомнить, что Гичин Фунакоши обучался различным стилям на Окинаве, до того как создал Шотокан. Я имею подготовку в кемпо и в дзюдо. Я чувствую, что это сделало мой Шотокан намного лучше потому, что на соревнованиях против представителя "чистого" Шотокана мое дзюдо и кемпо давало мне преимущество. Так что я думаю, что другие стили, например, Тайчи, если их знать, дали бы преимущество.
Вопрос: Как Вы видите развитие карате в следующем тысячелетии?
Ответ: Каждый год проводится большое количество турниров и все большее число людей обучается карате. Но вызывает беспокойство то, что слишком большой акцент делается на подготовку к турнирам, а это не имеет никакого отношения к целям и задачам истинного карате, того, что практиковалось в старые времена.
Вопрос: Считаете ли Вы, что в будущем различные организации Шотокан устранят свои различия в технике, возможен ли возврат к единообразию?
Ответ: Честно говоря, не думаю. Фактически каждый год происходят все большие расколы внутри Шотокана. Хотя и существуют инструктора и клубы, которые объединяются. Общая цель таких объединений, главным образом, спортивная дея-тельность, проведение турниров.
Вопрос: Что Вы думаете о различиях в исполнении ката различными организациями Шотокан?
Ответ: Некоторое время назад существовал только один Шотокан - тот, который был в JKA, и поэтому было очень легко стандартизировать все Ката. Например, на турнирах и во время тренировок ката выполнялись в единой манере, существовали лишь небольшие индивидуальные различия в исполнении. Но теперь, когда организаций Шотокан много, у каждой из них - свои стандарты. Что касается меня, я стараюсь не отступать от традиции и не вношу изменений, чтобы не запутать учени-ков.
Вопрос: Каковы различия между Шотокан Карате в Японии, Дальнем Востоке, Америке, (Север и Юг) и также в Европе?
Ответ: Японцы очень дисциплинированы в обучении. Они делают большее количество повторений для совершенствования техники ката и кумите, они больше уделяют внимания и времени отработке чувства дистанции, скорости и тайминга. Американцы и европейцы имеют другое физическое строение, они в основном идут по пути развития силы, а не скорости. Ведутся разговоры о необходимости введения различных весовых категорий для европейцев и для японцев, потому что, хотя японцы почти всегда выигрывают ката, они проигрывают европейцам в спортивном кумите, если нет весовых категорий. Спортсмены - европейцы имеют преимущество, поскольку они крупнее, физически сильнее и имеют более длинные конечности, чем спортсмены-японцы. Если карате будет Олимпийским видом спорта, в нем должны быть весовые категории, как в боксе, дзю-до и т.д.
Вопрос: Что Вы думаете, о различиях между учениками карате Востока и Запада.
Ответ: Я родился и вырос на Гавайях, которые находятся между Японией и США. Когда я первый раз поехал в Европу, я рассказывал ученикам о философии карате и додзе-кун, а они не понимали, о чем это я с ними говорю. Они представляли себе карате только как спорт, только на физическом уровне, не понимали, что карате может удовлетворять и духовные потребности. Таких людей и сейчас предостаточно, но все больше людей, кажется, понимают, что у них кое-что отсутствовало в их обучении карате.
Вопрос: Ощущаете ли Вы, что в настоящее время, что Шотокан столь же популярен, как это было в 1970-ых, или сейчас другая ситуация?
Ответ: Я думаю, что Шотокан более популярен теперь, особенно в Европе,чем за все время его развития. Но и другие стили имеют большое число занимающихся, на них тоже есть спрос.
Вопрос: Как Вы думаете, что является причиной роста вашей организации?
Ответ: Я думаю, что это - частично из-за того, что я уделяю много внимания философии и духовным аспектам карате, но главным образом - из-за техники. Многие инструктора-члены моей Ассоциации говорили это.

Oss! Shihan.
Большое спасибо за предоставление вашего времени для этого интервью.
 


Copyright © 2001 - Евгений Кончик  

Hosted by uCoz