Ассоциация Фунакоши Шотокан Карате

  ГЛАВНАЯ
  ПРАКТИКА
  ИСТОРИЯ
  К. ФУНАКОШИ
  ФУНАКОШИ В МОСКВЕ
  ЭКЗАМЕНЫ
  ФОТОГАЛЕРЕЯ
  ССЫЛКИ














ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Кто может заниматься карате?
В качестве ответа на этот вопрос рассмотрим основные аспекты карате. Хотя основной целью карате является быстрейшая нейтрализация агрессора, основное назначение карате и других видов боевых искусств для большинства людей не так актуально, как во времена своего создания. Поэтому большинство учеников интересуют аспекты карате, рассмотренные ниже. Физкультурно-оздоровительным аспектом карате могут заниматься абсолютно все: мужчины, женщины и дети любого возраста, если они готовы приложить хотя бы минимум усилий.

Спортивным карате-до могут заниматься только люди, имеющие для этого определенные способности, прошедшие тестирование и отбор в спортивные секции и способные заниматься на пределе своих возможностей по 5-7 дней в неделю. Спортивное карате - очень напряженный вид спорта из-за очень резких, частых, а иногда и неожиданных изменений ситуации, высоких скоростей и высокого темпа движений при часто повторяющихся, но кратковременных максимальных мышечных усилиях. Эстетический аспект направлен на развитие хорошего вкуса, понимание красоты движения как высшей степени целесообразности, полного соответствия формы содержанию. Основным средством эстетического воспитания являются ката.

Духовный аспект мало связан с применением карате для самообороны, хотя именно он привлекает учеников желающих победить свой страх и недостатки, свою слабость и несдержанность. Карате помогает этим ученикам развивать себя и физически и духовно.

Таким образом, выбор направленности занятий карате в основном зависит от поставленной учеником цели, но наиболее часто – это самооборона. Всегда можно найти форму занятий карате, которая, наиболее соответствует физическому состоянию и психическим особенностям ученика. Для детей карате является отличной системой психофизической подготовки. Дети занимаются кихон, ката и учатся взаимодействию с партнером в кихон-кумите.

Для женщин карате является наиболее оптимальным видом самообороны, т.к. основано на скоростных ударах, а не на физической силе. У женщин мышцы более расслаблены, чем у мужчин, поэтому их удары более хлесткие.

• Полезно ли заниматься боксом, самбо или дзюдо до того, как приступить к занятиям карате?

К изучению карате можно приступать без спортивной подготовки, хотя занятия акробатикой, прыжками и бегом развивают качества, очень полезные для занятий карате. Практика показывает, что даже непродолжительные занятия боксом являются для многих непреодолимым препятствием для изучения карате. Пришедшие из бокса, как правило, уходят после 1-2-го занятия, т.к. не способны к кропотливой работе, тогда как ученики дзюдо и думающие самбисты довольно легко и успешно осваивают карате. Следует отметить, что многие японские мастера карате перешли в карате из дзюдо и кендо.

Всем новичкам в карате, даже имеющим какие-либо достижения в каком-либо виде спорта, все приходится изучать сначала, т.к. карате по своей сути не вид спорта, а система радикальной японской самообороны. Большинство учеников никогда ранее не занимались никакими спортивными единоборствами, некоторые пришли в карате после занятий дзюдо, самбо, гимнастикой, танцами или акробатикой.

• До какого возраста можно заниматься карате?
До старости. Конечно же, возраст накладывает определенные ограничения на вид и режим занятий карате. Даже когда не хватает дыхания, а мышцы теряют свою силу, когда суставы теряют подвижность, и человек никогда не занимался карате, то можно начать заниматься карате для поднятия или под держания физической формы, приобретения и совершенствования навыков самообороны. Начав же заниматься карате в молодости, тем более нет причин прекращать занятия с возрастом. На семинаре в 2001 году шихан Кеннет Фунакоши в 63 года демонстрировал скорость ударов и перемещений, намного превышающую скорость 20-летних учеников, а его удары в прыжках смогли повторить немногие. Этот пример является самым лучшим ответом на вопрос. Итак, взрослым людям разумнее заниматься карате, без впадения в амбиции молодых чемпионов. Всегда надо соотносить тренировочные нагрузки с возрастом, физиологическими возможностями организма, общим состоянием в момент тренировки, степенью интереса к занятиям, и тогда каждый ученик может достичь положительных результатов без ущерба для своего здоровья.

• Полезно ли заниматься самостоятельно и индивидуально?
Фактически, изучение карате осуществляется индивидуально и самостоятельно, а инструктор и партнеры играют роль помощников и ассистентов.

Поэтому самостоятельно заниматься не только можно, но и обязательно нужно, т.к. при этой форме занятий ученик фактически тренирует сам себя и учится объективно оценивать свои достижения в изучения карате. Следует отметить, что только творческим подходом к занятиям ученик может изучить карате. Поэтому карате и называют системой самосовершенствования, т.к. никто не может заставить человека кроме него самого полностью отдаться делу.

Самостоятельные индивидуальные занятия позволяют:
- спокойно осваивать технику, не стесняясь своего неумения
- регулярно заниматься вне группы (дома, на работе, на отдыхе и т.д.)
- концентрироваться нужное время на нужном движении
- постепенно увеличивать пределы своих возможностей
- догнать и даже перегнать своих коллег по группе

При индивидуальных занятиях движения могут выполняться таким способом, который обеспечит ученику оптимальные условия для тщательного изучения и корректировки своей техники. Но в любом случае нужно при выполнении ТДК представлять перед собой реального противника и «чувствовать» воздействие его действий, будь то атака или блок. Выполнение кихон и ката должно быть искренним т.к. исполнение ката с полной отдачей, утомительнее занятий кумите. Ученик, усердно занимающийся ката, довольно быстро достигает необходимой мышечной и двигательной координации для выполнения движений с различных ритмом, медленно, быстро, резко, мощно и т.д. Поэтому с помощью ката можно совершенствоваться в одиночку, а без этого невозможно достижение мастерства в карате. Понятно, что это невозможно ни в боксе, ни тем более в самбо, дзюдо и айкидо, где без спарринга совершенствование практически невозможно.
Даже, если ученик в основном занимается только кихон и ката, но целеустремленно, с полной отдачей и с острым чувством реального боя, то он вполне может успешно защититься от реального противника. Индивидуально отрабатывается техника на макиварах, мешках и т.п.

• Достаточно ли индивидуальных занятий?
Ученик, достигший высокого технического уровня в результате долгих тренировок под руководством хорошего инструктора, вполне может временно оставить занятия в группе, для самостоятельного совершенствования своей техники. Начинающий же это не способен сделать, т.к. он не знает методики изучения и трансформации техники карате. Как правило, на такую форму занятий безболезненно могут перейти ученики после достижения 4 дана. Без надлежащего взаимодействия с партнерами начинающий ученик только имитирует ТДК, в результате его техника не эффективна. Некоторые ученики без реального взаимодействия с партнерами не могут понять практическое применение движений и вариативность их применения. Особенно это относится к спортсменам из спортивных видов единоборств, т.к. они привыкли к конкретике, а для изучения карате нужна абстракция. Однако мы не советуем заниматься только индивидуально, т.к. такая форма занятий может быть лишь дополнением к основным занятиям в группе, поэтому она больше полезна для совершенствования, а не для изучения.
Кроме того, регулярные занятия в Клубе необходимы, так как только инструктор может дать грамотные рекомендации по изучению и корректировке изученной техники. Только в Клубе ученик имеет возможность без риска для своего здоровья непосредственно познакомиться с техникой различных партнеров, разных по росту, весу и силе и, таким образом, техника ученика будет в постоянном контакте с реальностью, иногда суровой, но всегда обогащающей.

• Что такое кихон?
Основным методом изучения техники карате и формирования необходимых двигательных навыков является ки-хон (ки - энергия, хон - основа). Кихон - это специальная форма тренировки для изучения и отработки техники без реального партнера. На стадии отработки техники полезно мысленно представлять действия противника.
Посредством кихон техника изучается сначала на месте, затем с различными видами перемещений, в различных стойках и комбинациях, по различным направлениям и траекториям движения.
В кихон ученик постоянно находится под психическим воздействием всей группы, поэтому полезнее становиться ближе к центру группы. Методом кихон изучается техника всех уровней.
После того, как инструктор продемонстрировал технику и дал соответствующие разъяснения, ученики выполняют ее либо по командам инструктора, либо самостоятельно. Когда ученики доходят до конца зала, то они либо выполняют технику с отступлением, либо разворачиваются на 180° (мавате) и, перемещаясь в противоположном направлении, выполняют заданную технику. Одни и те же движения повторяются десятки, а иногда и сотни раз.

Такой вид обучения с одной стороны позволяет ученикам полностью сконцентрироваться на отдельном выполняемом движении и быстрее прогрессировать, с другой — методично исправлять ошибки.
До модернизации системы обучения Гичином Фунакоши основным методом изучения карате являлись ката. Начинающему было достаточно трудно сконцентрироваться на выполнении каждой отдельной техники ката, поскольку он был вовлечен в выполнение относительно длинной и сложной последовательности ТДК, что затрудняло и тормозило процесс обучения. Кихон может показаться скучным и утомительным тому, кто хочет получить результат немедленно, но именно в кихон воспитывается специальная выносливость и необходимые волевые качества ученика. Основа техники карате должна быть прочной. Гичин Фунакоши незадолго до смерти сказал" «Только теперь я начал ощущать свой дзуки». Этот исторический факт приведен здесь для того, чтобы было понятно, почему терпение и усердие являются основными качествами каратека.

Рекомендации для занятий кихон
Эти рекомендации способствуют пониманию назначения кихон и осмысленному изучению карате, что является лучшей гарантией прогресса.
• Начинайте выполнять каждое изучаемое ТДК медленно, делая остановки между отдельными его фазами. Когда каждая фаза движения осознана, выполняйте его полностью без пауз. После того, как будет освоена правильная траектория движения, можно постепенно увеличивать скорость.
• Каждое изучаемое ТДК должно выполняться с заданным видом дыхания. Выполнив ТДК, расслабьтесь и вдохните. Выполняйте удары с резким выдохом, максимально концентрируя энергию в конце движения (киме).
• Сконцентрируйтесь перед выполнением нового ТДК. Удары и блоки выполняйте с резким и мощным хики-те другой рукой.
• После освоения выполнения ТДК на месте, переходимте к его выполнению с перемещениями вперед и назад, а затем по другим направлениям и с различными видами перемещений. Обычно выполняют 5-8 шагов вперед, затем разворот на 180 и движутся в противоположном направлении и такими образом, заданное количество раз. Следует изучать и отрабатывать технику и с отступлением.
• Вначале перемещайтесь медленно и плавно, следите за правильностью формы движения. Сохраняйте равновесие, принимая для этого низкие стойки.
• Каждое ТДК должно исходить из тандена. Все тело должно участвовать в движении как одно целое. Не напрягайте плечи, т.к. это вызывает снижение скорости и равновесия.
• Выполняйте ТДК без всякого предварительного физического действия, «сигнала», результатом которого может стать предупреждение противника о вашем действии. Такими «сигналами» являются все движения, которые не входят в состав технического действия, например: поворот стопы перед началом движения, порывистое дыхание, размах плечом, отведение руки для размаха и т.д. Атака должна быть подобна удару молнии, что, безусловно, трудно выполнить из-за силы инерции, которую надо преодолеть в начале движения.
• На этой стадии изучения карате соединяют в одно целое движение удара или блока с движением всего тела (вращение таза, перемещение стоп).
• Каждое базовое ТДК имеет многофункциональное назначение, и поэтому в той или иной степени играет свою роль в дальнейшем изучении карате.
Тщательно изучите основной способ разгона ударных конечностей, т.к. без этого невозможно увеличение энергии ваших ударных действий.
• Не смотрите вниз, взгляд должен быть направлен прямо в направлении воображаемого противника.
• В начале изучения ТДК должны выполняться с длительным киме.
• Все ТДК надо выполнять по заданным траекториям, с заданной скоростью и с заданным временем и силой киме. Каждое ТДК должно выполняться так, как будто от него зависит ваша жизнь.
• Если вы слишком устали, попросите у инструктора разрешения отдохнуть, это лучше, чем делать вид, что занимаетесь с полной отдачей.
• Относитесь к себе самокритично, не удовлетворяйтесь достигнутым.
• Старайтесь как можно быстрее исправлять обнаруженные ошибки.
Способность к самокоррекции - это то, что отличает черные пояса от цветных. • Самостоятельные занятия полезно проводить перед зеркалом, чтобы видеть ошибки и облегчить их устранение.
• Занимайтесь кихон при каждом удобном случае. Даже десять минут каждый день гораздо полезнее, чем одна утомительная тренировка в неделю.
• Не забывайте о том, что кихон — это лучший путь познания техники карате. Не думайте, что напрасно теряете время, даже если тренировка с партнером вам нравится больше.

Команды инструктора при выполнении ки-хон
Йой: приготовьтесь и сконцентрируйтесь на выполнении упражнения. Затем инструктор называет исходную позицию и дает команду на ее принятие. Например: «Хидари зенкутсу-дачи, гедан-барай! Хаджиме!» Принимать исходную позицию надо резко и с киай.
Затем инструктор называет технику, которую предстоит выполнять, объясняет способы ее выполнения, указывает, на что надо обратить особое внимание, показывает технику и дает команду на ее выполнение. Например: «Ои-дзуки, Ичи!»
Мае-ни – двигаться вперед.
Уширон-ни – двигаться спиной вперед.
Мавате - развернитесь на 180.
Яме - вернитесь в исходное положение (конец упражнения).

• Что такое «базовая техника» карате?
Базовая техника фактически является комплексом подводящих и формирующих упражнений, в процессе изучения которых ученик постепенно подводится к пониманию принципов, заложенных в систему ТДК, которые надо тщательно изучить для обеспечения трансформации базовой техники в систему ударообразующих движений.
К базовой технике карате относятся следующие комплексы упражнений:
Дзуки-ваза (техника базовых тычковых ударов рукой)
Учи-ваза (техника базовых хлестких ударов рукой)
Кери-кекоми (техника базовых тычковых ударов ногами)
Кери-кеаге (техника базовых хлестких ударов ногами)
Уке-ваза (техника базовых способов блокирования)
Дачи-ваза (техника базовых стоек)
Аши-ваза (техника базовых перемещений)
В процессе изучения базовой техники ученики осваивают главный философский принцип карате, который гласит, что форма является вспомогательной, а главной составляющей ТДК является его содержание. Следует отметить, что каждому этапу обучения соответствует своя форма и свое содержание базовой техники, которая фактически является трансформированной в нужном направлении техникой предыдущего этапа. Поэтому грубейшей ошибкой является отработка до «автоматизма» базовой техники какого-либо этапа, особенно первого. Практика показывает, что отработанная до автоматизма базовая техника цветных поясов является для многих учеников непреодолимым препятствием для изучения техники черных поясов.

Начальной форме базовой техники карате можно легко обучить новичка за 2-3 месяца, но понять ее суть и наполнить необходимым содержанием ее выполнение за это время практически невозможно. Надо отметить, что базовая техника, ее форма, вариативность исполнения и применения, способы тактической подготовки, результативность и направленность применения изменяется по мере повышения подготовленности ученика.

Инструктор карате должен знать базовую технику и способы ее применения, соответствующие каждому этапу обучения, а также способы ее трансформации в ТДК следующих этапов. Поэтому квалификация инструктора и определяется имеющимся даном, а не спортивными званиями и титулами. Фактически, изучение карате начинается после достижения учеником 1 дана, т.к. до этого ученик занимается подготовительными упражнениями, но следует отметить, что без их освоения невозможно освоить карате. На семинаре в 1998 году Шихан Фунакоши сказал: "Получение первого дана равнозначно поступлению в 1-й класс школы. У меня сейчас 8 дан - я в 8-м классе".

Для понимания сути техники надо отрабатывать каждое движение осознанно и настойчиво, занимаясь регулярно и вкладывая в каждое движение максимум концентрации физических и психических сил, а для этого требуется определенное время. Поэтому в карате и установлены временные и возрастные рамки для подготовки к экзаменам.
Следует отметить, что даже усиленная тренировка не поможет, если обучение ТДК было методически неграмотным. Поэтому мы не являемся сторонниками метода бездумного повторения, рассчитанного на то, что "само пойдет". Практика показывает, что в большинстве случаев "идет" не туда, куда надо. Если ученик пренебрегает изучением базовой техники или занимается под руководством инструктора, квалификация которого не позволяет осуществлять надое методическое руководство, или сам не владеет "чистой" техникой, то усилия такого ученика по изучению карате могут пропасть даром. Шихан Фунакоши говорит: "Технику "черного пояса" исправить очень трудно, поэтому ее надо ставить на уровне цветных поясов".

Очень часто от боксеров и уличных драчунов можно услышать утверждение, что выполненный техникой карате удар у них получается слабее, чем выполненный привычным для них способом. И это естественно, но удар у них получился слабее не потому, что техника карате слабая. Мощное ТДК не получается из-за несоответствия имеющейся, т.е. ранее наработанной, двигательной и мышечной координации требованиям к ТДК.
Регулярными занятиями карате можно значительно увеличить возможности ученика, но для этого надо приложить некоторые усилия, а не только попробовать выполнить какие-то ТДК. Ученики же, не оспаривающие технику карате, а освоившие ее, поражаются значительному увеличению своих возможностей.

• Сколько надо заниматься, чтобы стать мастером карате?
Мастерство в карате может быть достигнуто только после освоения третьей стадии обучения. Научиться хорошо драться можно гораздо быстрее. Ученик считается достигшим мастерства, если он не просто изучил всю техническую программу карате (уровень 4-го дана), а трансформировал свою технику в систему ударообразующих движений, и способен применять их спонтанно и адекватно, а не в виде заученных комбинаций. На это уходят годы упорных занятий.
На любом уровне не считайте себя познавшим все карате и достигшим предела! Для успеха более важно не сколько заниматься, а как заниматься.

1.8. Что такое карате
Карате – это, в первую очередь, система обучения навыкам радикальной самообороны, но одновременно и система физической подготовки. Способность нанести сокрушительное поражение противнику одним ударом руки или ноги была главной целью этой окинавской системы самообороны, поскольку, когда нападающих много или противник превосходит физически, крайне опасно «соревноваться» с противником или стараться положить его на лопатки, а тем более делать “удержание”. Следует отметить, что в карате используются ответная, встречная и опережающая контратака. Тренировка в карате направлена на подготовку духа, ума и тела, т.к. только всем этим в совокупности можно победить своего противника. После Второй Мировой войны карате распространилось по всему миру, а в некоторых странах стало средством физического воспитания. Интерес к карате, основан, прежде всего, на том, что каждый находит в нем ответы на свои собственные вопросы. Занятия карате дают ученикам состояние спокойствия, осознание своих возможностей и умение контролировать себя в различных ситуациях.
Вопреки утверждениям противников карате, карате не развивает агрессивность, а учит выдержанности.
Демонстрация могучим десантником своей силы в тамешивари блекнет перед тем же результатом, достигнутым человеком внешне слабым, т.к. в этом случае приходится признать, что кроме физической силы этот человек обладает чем-то еще.

• Древнее и современное карате
До ХХ века на Окинаве было несколько относительно крупных (не по нашим меркам) семейных школ, в которых обучалось всего по несколько человек, обычно членов этой семьи. Знания передавались от мастера к ученику методом прямой передачи. От ученика требовалось неукоснительное выполнение всех указаний. Техника совершенствовалась путем бесчисленных повторений и многочасовой работы с макиварой. Современное карате было создано группой прогрессивных окинавских мастеров карате в начале ХХ века. Как известно, наибольший вклад в развитие и распространение современного карате принадлежит мастеру Гичину Фунакоши, который по праву считается «отцом» современного карате. Современная методика обучения карате создана под руководством сенсея Масатоши Накаяма, который разработал методику подготовки учеников для скоростной борьбы с физически более сильными и крупногабаритными противниками. Древние ТДК были откорректированы на основе биодинамического анализа движений.
Современные методы обучения позволяют устранять ошибки в технике безопасными способами и быстрее добиваться результатов, поэтому. современное карате более методически и технически совершенно, чем древнее карате, однако его суть при этом не изменилась.
Следует отметить, что оптимальность принципов, заложенных в технику карате старыми мастерами, полностью подтверждена современными исследованиями.

• Сущность техники карате
Сущностью является киме, т.е. кратковременная максимальная концентрация духовных, эмоциональных и физических сил человека в нужный момент. Окинавское выражение “обезвредить одним ударом” реализуется в карате посредством киме. Однако делать из этого вывод, что убийство является целью карате, ошибочно.
Киме может быть приложено как при нанесении ударов рукой или ногой, так и при блокировании (уке-киме - наиболее развитая и основная высшая техника в карате Шотокан). Говорят, что каратека прошлого тренировали киме ежедневно, нанося удары по макиваре.
Техника, не завершенная киме – это не техника карате, хотя может иметь большое внешнее сходство с техникой карате.
Правило «сун-доме» (один сун = около 3 см) означает - останавливать удар от тела партнера не более, чем на один сунн до мишени. В учебных целях мишень намечают немного впереди точки на теле партнера. По такой мишени можно наносить реальный удар с максимальной силой и полной безопасностью для партнера. Это сделать не так просто, как кажется. Выполнить неконтролируемый удар, т.е. на пронос, гораздо проще.

• Карате для повседневной жизни Карате как система комплексной психофизической подготовки человека к действию в критических ситуациях создает предпосылки для решения и повседневных проблем в т.ч.:
- быстро или незаметно защититься от нападения
- поддержание и улучшение состояния здоровья
- снятие стрессов и избегание конфликтных ситуаций
- прогнозирование развития ситуаций, последствий своих действий, поступков, решений и т.д.
- воспитание способности к быстрой адаптация к изменяющимся условиям жизни и труда и т.д.
- минимизация затрат энергии при выполнении физической работы Одним из примеров использования Шотокан карате в жизни является улучшение здоровья и профилактика заболеваний.

• Карате для здоровья
Жизнь показала, что карате является прекрасным средством для физического развития и сохранения здоровья, поэтому многие ученики карате и не преследуют других целей.
Занятия карате заставляют все мышцы работать гармонично, развивают гибкость, формируют правильную вертикальную осанку, поэтому карате вполне могут заниматься дети, женщины и пожилые люди. Повторяемые каждое утро ката — прекрасное средство разогрева и придания гибкости при включении в работу всех мышц и суставов. Для тех, кто когда-то увлеченно занимался, но потерял юношескую энергию, занятия карате намного эффективнее, чем обычная физкультура, позволяют сохранить хорошую форму. В основе эффективности карате лежит скорость, обеспечиваемая рациональностью и оптимальностью движений, поэтом занятия карате направлены на гармоничное развитие всех групп мышц, что способствует формированию правильной осанки и красивых пластичных движений. В процессе изучения карате с помощью специальных упражнений (очень похожих на упражнение тей-шоу из Тайчи-чуань) развиваются и утончаются тактильные (осязательные) ощущения, вырабатывается способность ориентации по ним и улучшается реакция на тактильные раздражители. Кроме того, развивается координация движений и пространственная ориентация, способность контролировать свое психическое состояние, быстро принимать решения в неожиданных и сложных ситуациях.

• Карате для самообороны
Современное карате — одна из японских систем самообороны, ориентированная на быструю нейтрализацию противника, на основе максимально эффективного использования в бою своего тела. Отсюда и его название: «кара» означает «пустой», «те» — «рука». Эта система основана на максимальном использовании естественных возможностей человека и является подлинной наукой об ударах, наносимых в жизненно важные точки и места тела противника.
В основе техники карате лежат ударные движения. Ни для кого уже не секрет, что бросок всегда дольше, чем удар, и практически для выполнения броска требуется немалая физическая сила и очень длительное время тренировки. Но следует отметить, что бросковая техника почему-то больше привлекает людей. Одна из причин, по нашему мнению, заключается в эффектности бросковой техники по сравнению с короткими резкими ударами карате. Многие думают, что выполнить бросок очень трудно, а ударить каждый сможет. Другая причина в том, что повозиться на мягком матрасе, но так, чтобы было не больно, хотят многие, а получить удар, даже не сильный, желающих мало. В-третьих, борьба с бросками преподносилась, да и сейчас преподносится как благородное занятие, а ударами, мол занимаются только хулиганы. Удар по лицу и сейчас считается оскорблением, в отличие от подсечки или броска. Карате является жесткой самообороной по сравнению с самбо, боксом и, тем более, западным айкидо. Для самообороны не требуется специальной адаптации ТДК, изучаемых в зале, поэтому любые ТДК, отработанные в «додзе», могут быть использованы для самообороны. Этот ценный момент отсутствует во многих системах самообороны, и особенно в спортивных единоборствах. Так, например, спортивное самбо вынуждено было создать боевой раздел, в который включили некоторые удары из бокса и кое-что из базовой техники карате.
В силу своей сокрушительности и радикальности, карате для самообороны должно применяться очень осмотрительно. Использование специально подготовленных рук и ног, постоянная психическая готовность к реальной схватке, которая воспитывается занятиями в додзе, объясняют тот факт, что ученик даже среднего уровня способен противостоять сразу нескольким противникам.
Старинное наставление предписывало каратека драться с не менее чем с тремя противниками, чтобы оставить им хоть какой-то шанс на победу! Поэтому каратека было запрещено нападать первым.
Иногда нападение можно предотвратить только демонстрацией явного превосходства над противником. Например, если на вас нападает хулиган с палкой или ножом, а вы не желаете вступать в драку и имеете при себе огнестрельное оружие, то можно попытаться предотвратить нападение демонстрацией своего оружия и решимости его применить. Обычно в таких случаях нападение прекращается и драки не происходит, поскольку показано явное превосходство защищающегося над нападающим в технических средствах защиты. Также справедливо будет добавить, что специалист в карате без проблем может использовать любой подручный предмет для самозащиты. Карате - это система упражнений, занимаясь которыми, ученик овладевает различными видами движений тела в различных направлениях с необходимым ритмом и скоростью. В результате системной и регулярной тренировки различные части тела ученика постепенно преобразуются в оружие.
Удар в карате отрабатывается до такого уровня, чтобы одного удара было достаточно для выведения противника из боя, сломав ему кости, повредив жизненно важные органы и т.д. Кроме того, как утверждают некоторые эксперты, в карате имеется секретная техника, называемая «саннэн-гороси», которая позволяет нанести удар, вызывающий смерть противника через некоторое время после нанесения удара.
Как бы там ни было, карате предлагает достаточный набор сокрушающих действий, немедленную эффективность которых легко проверить.

• Карате «традиционное» Пропагандисты "традиционного карате" утверждают, что их карате продолжает традиции старых японских школ. Но, как известно, традиционное - не обязательно лучшее. Например, старые школы создавались на базе опыта борьбы с противниками приблизительно одинакового веса и размеров, т.к. жители Окинавы не имели контактов со здоровенными западными людьми, не знали западных видов борьбы и западного оружия. Поэтому можно утверждать, что современное карате значительно эффективнее «древнего». Кроме того, понятие «традиционный» должно подразумевать и традиционный метод обучения, который был довольно жесток и основан на естественном отборе. Такой метод использовал Гичин Фунакоши для обучения. Говорят, что из 100 учеников, начинавших заниматься Шотокан, через полгода оставался один, а остальные не выдерживали тяжелых тренировок и уходили. Ученики мастера Фунакоши также использовали традиционный метод. Сенсей Каназава вспоминал, что он и его коллеги под руководством сенсея Накаямы занимались кумите по 6 часов в день, и травма не являлась причиной для прекращения занятия. Из этой школы вышли все современные ведущие японские мастера карате, в настоящее время – обладатели 9-х и 10-х данов. Им всем сейчас уже более 60 лет. Такая форма занятий дополняла суть, которой являлась великолепная универсальная техническая подготовка. Современные западные инструкторы, использующие, как они уверяют, традиционный метод обучения, основное внимание уделяют не сути, а форме, т.е. выполнению ритуалов, соблюдению иерархии «поясов», и т.д., часто маскируя этим свою недостаточную квалификацию в карате.
Термин “традиционное” карате сейчас стал модным на Западе и, естественно, у нас, поэтому многие ассоциации и федерации спортивного карате-до ввели его в свое название, игнорируя то, что спортивное карате никак не может быть традиционным, просто по своей сути, т.к. это система самообороны. Фактически, “традиционное” карате-до является всего лишь коммерческой вывеской для спортивных клубов, поскольку спорт уже давно превратился в одну из разновидностей шоу-бизнеса, которому нужно привлекающее простаков название.

• Карате «контактное» и «бесконтактное» На самом деле эти понятия относятся не к карате, а к правилам проведения соревнований.
Термин «контактное» карате придумали для завлечения и переманивания учеников из бесконтактного карате, которое было изначально. А от сюда уже пошло в переводе с английского, т.к. это продукт Запада: «легкий» контакт, «средний контакт», «полный» контакт, самый полный контакт и т.д. Что интересно, что даже после самого полного контакта соперник остается жив, здоров и невредим. Что же это за такой контакт?
В «бесконтактном» карате соревнования проводятся по ката и по кумите без какого-либо защитного снаряжения. В «контактном» карате - только по кумите и обязательно в демпфирующих перчатках и с защитным снаряжением. На соревнованиях по «контактному» карате в основном побеждает тот, кто физически сильнее и агрессивнее, а по «бесконтактному» карате - тот, у кого выше тактико-техническая подготовленность. Можно сказать, соревнования по контактным правилам направлены на выявление более физически сильного, а бесконтактный - на выявление более техничного спортсмена.

• Спортивное карате
Спортивное кумите – это спортивное единоборство по правилам, принятым организаторами конкретного соревнования, проводимого под строгим контролем судей. Вся опасная для участников поединка техника запрещена к применению. Запрещено нанесение ударов по жизненно важным участкам тела, запрещено умышленное нанесение травм сопернику и т.д. Как известно мастер Гичин Фунакоши долго противился созданию и распространению спортивного варианта карате, т.к. понимал, что это приведет к вырождению карате. Жизнь прекрасно подтвердила его правоту. Следует отметить, что развитие спортивного карате происходит в направлении упрощения технических действий и ухудшения технической подготовленности. В результате единообразия спортивных правил происходит отбор наиболее эффектной для спорта техники, в то время как наиболее эффективная техника для самообороны отвергается.
Большой вклад в развитие и распространение спортивного карате по всему миру внес ученик мастера Гичина Фунакоши - сенсей Масатоши Накаяма. Но при этом сенсей Накаяма не шел по пути упрощения техники и снижения требований к ее чистоте. Как сенсей Накаяма, так и его ученики отличались великолепной техникой. Упрощение карате, выхолащивание его сути – это «заслуга» Запада и в первую очередь американцев.
До 1935 года, когда мастером Гогеном Ямагучи впервые был разработан и введен в практику обучения новый вид тренировки - дзю-кумите, практиковать свободный бой считалось делом почти неприличным. Древний принцип Окинава-те гласил: “Поднял кулак - убей !”, т.е., если стал лицом к лицу с противником в поединке, то должен либо победить, либо умереть, другой альтернативы не было.
Практика показывает, что акцент на кумите не способствует повышению технического уровня ученика, что приводит к большому количеству травм на соревнованиях по бесконтактному кумите.
На соревнованиях, как на Западе, так и в нашей стране, фактически происходит выявление степени агрессивности участников. Как известно, квалификация спортсмена определяется количеством отработанных до автоматизма приемов, которых, как правило, не более 5, т.к. на отработку до автоматизма одного приема требуется несколько лет, а спортсмен выступает на соревнования всего 5-7 лет.
Отбор в спортивные секции карате производится по принципу перспективности для спорта (как и в других видах спорта). Ориентир на быструю подготовку приводит к снижению качества подготовки, что стараются компенсировать природными физическими данными спортсмена. Так как применение тактико-технических действий ограничено правилами, то преимущество в кумите всегда имеет более агрессивный и физически сильный спортсмен. Результат выступления и в кумите и в ката довольно сильно зависит от решения судей. Довольно часто имеют место случаи, когда судьи имеют квалификацию в карате значительно более низкую, чем выступающий спортсмен.
Если на первых соревнованиях были ясно заметны различия в манерах ведения боя учениками разных школ карате, то теперь мы видим одни и те же технические действия и одни и те же "челночно-подпрыгивающие" перемещения у спортсменов большинства школ. Постепенно происходит формированием так называемого "внестилевого" карате в противоположность "стилевому".
Возможность сделать карьеру на карате побуждает новое поколение каратека и функционеров не столько стремиться к личному совершенству, сколько искать быстрого удовлетворения своих амбиций приобретением титулов и рангов, которые очень часто составляют предел их мечтаний и покупаются. Каждый год многие спортсмены, иногда опытные, оставляют занятия карате - занятие спортом приводит их к разочарованию, т.к. они из года в год повторяют одно и то же. Новичков часто заманивают названием «боевое карате», которое на самом деле оказывается спортивным. Хотя даже дураку понятно, что какое может быть боевое карате в спортшколе.
Что же делать человеку, который хочет заниматься, но не имеет ни малейшего желания состязаться? Ведь в клубах, школах, академиях и прочих организациях карате спортивной направленности независимо от своего названия - спортивное карате-до, традиционное карате и т.п. - используется методика подготовки спортсменов, и естественно, что не спортсменов по духу в таких организациях через некоторое время ждет разочарование.

• Карате спортивное и боевое
Между боевым и спортивным карате, у которых естественно не совпадают цели, принципы отбора учеников, имеются принципиальные различия, хотя некоторые ТДК сходны.
Для самозащиты наиболее эффективны ТДК, способы отвлечения и выведения противника из психического и физического равновесия, которые в принципе не приемлемы для спорта и поэтому запрещены в силу своей опасности для соперника или недостаточной зрелищности.
Уличная драка - это борьба без правил и судей (не надо путать со спортивными "Боями без правил"). Смешно ожидать "спортивного" поведения от противника в драке. В драке главное – результат.
Самооборона, как известно, - дело вынужденное, если не удалось избежать нападения. В уличной драке нет ничего спортивного, поэтому и нет ничего позорного в избегании ее. Если же не удалось избежать нападения, то для самообороны оправдано применение любых действий, не запрещенных законом.
Для эффективной самообороны надо научиться защите от внезапной атаки сзади и против нескольких нападающих - ситуации, недопустимые в спорте. Спортивное карате, как и любой вид единоборств, фактически, является игрой, имеющей свои правила, регламент, судей и т.д. И эта игра сведена к "зарабатыванию" "очков". Спортсмены стремятся выполнить такое техническое действие, за которое судьи дадут очко.
Участие в соревнованиях - дело обязательное для спортсмена. В спортивном карате правила соревнования запрещают умышленное нанесение физического ущерба своему сопернику.
В спорте начало поединка разрешает судья. Удары ногами в голову, которые наиболее высоко оцениваются на соревнованиях, не всегда целесообразны при самозащите. Наоборот, рекомендуется наносить удары ногами по ногам, а также любые удары по коленям, локтям, пальцам и т.д. Кроме того, при самозащите не может быть «нечестных» приемов, т.к. жертва не просила на нее нападать.

• Соревнования: за и против
Спортсмены, как правило, безгранично верят в соревнования, как в единственный способ развития мастерства в карате, тогда как других спортивная шумиха совершенно не интересует и они предпочитают спокойно заниматься в зале.
Ученики, которые получают наибольшую пользу от занятий карате как системой самообороны - это как раз те ученики, которые не очень хорошо выступают на соревнованиях. Эти ученики, как правило, не имеют чрезмерного тщеславия, повышенной агрессивности, необходимых артистических способностей и физических возможностей, которые являются необходимыми для успешного выступления на соревнованиях. Настаивание на выступлении таких учеников на соревнованиях или обучение их по спортивной методике равнозначно постановке перед ними непреодолимого барьера в изучении карате.

• Можно ли на занятиях присутствовать родителям учеников и зрителям. Урок карате, это не показательное выступление, в котором участвуют добровольцы, достаточно хорошо подготовленные.
В каждой группе имеются ученики недостаточно подготовленные (новички) и ученики, которые не хотят, чтобы на них смотрел кто-то посторонний. Все ученики оплатили занятия, а не смотрины.
Дети, как правило, отвлекаются на родителей, то и дело подбегают к ним. Некоторые родители начинают давать бесценные указания своему ребенку и т.п. В результате тренировка превращается в бардак. Для оценки результатов занятий проводятся аттестационные экзамены и соревнования.

• Шотокан или Сётокан
Шотокан или Сётокан, Фунакоши или Фунакоси, Гичин или Гитин, маваши или маваси и т.д. Как же правильно?
Можно долго философствовать на эту тему, но когда мы спросили Кеннета Фунакоши, как правильно, то он ответил, что его фамилия Фунакоши, а занимается он Шотоканом, который создал Гичин Фунакоши. Мы также занимаемся Шотоканом Гичина Фунакоши.
«Знатоки» японского языка, как правило, таковой никогда не изучавшие, в лучшем случае знающие английский язык, утверждают, что в японском языке якобы нет шипящих звуков, и ссылаются на учебники японского языка. Но каждый, кто слышал японскую речь, знает, что японцы шипят не хуже нас. Кроме того, на семинарах японцы, например, Каназава, Эноеда и др. используют в терминах карате и других словах шипящие звуки. Выпускники Института иностранных языков специализирующиеся на японском языке, знают, что в Японии, как и в других странах, говорят на различных диалектах. А карате, и соответственно терминология пришли с Окинавы, а не из Японии. Таким образом, получается, что японский язык здесь совершенно не причем. Дело в том, что во времена начала карате в СССР, большинство изучали его по книжкам, а не у японцев. Те же кто, изучал карате у японцев, никогда не называют Шотокан Сётоканом и т.п.
В японском языке, как в некоторых других нет шипящих букв, как в русском языке, но не звуков. Раз в Японии есть шипящие и рычащие животные, значит японцы просто обязаны уметь воспроизводить эти звуки. А наши «знатоки» лишили их такой возможности, перепутав буквы со звуками. Или может быть они общались с японцами, у которых были дефекты речи.

• Карате или каратэ?
«Знатоки» русского языка, как правило, они же являются и «знатоками» японского языка, предлагают писать слова звуками, а не буквами, т.е. так же как слово произносится. В этом случае получается «каратэ». Но тогда и «корова» надо писать как «карова», «шоссэ», а не «шоссе» и т.п. Но в русском, как и в других языках, есть правила написания русских и иностранных слов обязательные для всех. Произношение, как правило, указывается в транскрипции, если не совпадает с написанием. В русском языке, как и в других, есть диалекты, например вологодский, рязанский, московский и т.д. и специальные термины по отраслям знаний.
Кто не верит, может посмотреть в Словаре русского языка, изданного Институтом лингвистических исследований РАН, в 4-х томах, в 1999 году.
 

Copyright © 2001 - Евгений Кончик  

Hosted by uCoz