Автор: Александр Плескачев,
старший преподаватель кафедры физического воспитания МИТХТ им. М.В. Ломоносова,
5 дан Kарате Шотокан,
руководитель Московского отделения Фунакоши Шотокан Карате Ассоциации (F.S.K.A.),
официальный представитель F.S.K.A., в Москве, России с правом проведения аттестаций.
Справки по: (095) 339-10-82, www.fska.narod.ru, fskf@stk.mmtel.ru
Известно, что квалифицированный ученик карате отличается умением быстро и точно действовать в критических и экстремальных ситуациях и, в частности в острые моменты спортивного кумите и спарринга.
К таким моментам можно отнести ситуации наиболее благоприятные для эффективного применения техники, созданные активными действиями противников или создавшиеся случайно в результате их действий.
Благоприятные ситуации, как правило, очень кратковременны, и для их эффективного использования, а тем более целенаправленного создания требуется высокое мастерство.
Благоприятные ситуации могут возникать в ходе кумите случайно и независимо от стремлений и желаний противников.
Для успешного использования случайно создавшейся ситуации, ученик должен обладать высоким уровнем технической подготовленности, хорошей реакцией и решительностью.
Для целенаправленного создания благоприятной ситуации ученик должен обладать высоким уровнем тактической подготовленности и выдержки.
Благоприятная ситуация - это ситуация, в которой ученик может эффективно выполнить техническое действие карате (ТДК). Таким образом, понятие благоприятной ситуации является сугубо субъективным, т.к. зависит в основном от уровня подготовленности ученика и его противника.
Подготовка благоприятной ситуации производится различными тактическими действиями.
Методика обучения карате обеспечивает образование прочных условно-рефлекторных связей между тактическими и техническими действиями и воспитывает способность спонтанно создавать из нескольких ТДК тактико-техническую комбинацию, соответствующую изменениям ситуации в кумите.
Умение каратека создавать и эффективно действовать в благоприятных ситуациях, зависит от многих взаимосвязанных факторов, например, таких как, уровень психологической подготовленности, уровень и разносторонность физической и технической подготовленности, степень развития тактического мышления и т.д.
Одни из перечисленных качеств дают возможность каратека обострять кумите, другие - способствуют рациональному выходу из критических ситуаций.
К факторам, определяющим эффективность использования благоприятной ситуации, надо отнести психомоторные операции, такие, как:
- правильная оценка ситуации
- принятие оптимального для данной ситуации решения
- своевременное осуществление принятого решения
Первые две из них всецело относятся к психической регуляции деятельности каратека, а третья связана с его двигательными возможностями и его техническим арсеналом. Очевидно, чтобы использовать благоприятную ситуацию, необходимо ее правильно оценить и принять быстрое и правильное решение.
Быстрота и правильность оценки ситуации, как показали многочисленные исследования, во многом определяется тем, насколько она взаимосвязана с соответствующей техникой.
В то же время на быстроту оценки и правильность решения большое влияние оказывает умение каратека правильно прогнозировать появление благоприятной ситуации, которое, в свою очередь, зависит от знания закономерностей и логики кумите.
Очевидно, что закономерности и логика разных видов борьбы, например, таких как: спортивная борьба, спортивное карате-до, самооборона, боевой и спортивный рукопашный бой, различна, то и тактико-техническая, психологическая и эмоционально-волевая подготовка, а следовательно, и методы обучения должны быть адекватны условиям и законам ведения конкретного вида кумите. И поэтому весьма странно видеть и слышать, что самообороне или спецназ обучает титулованный спортсмен-чемпион.
Устойчивость техники определяется сохранением ее эффективности при воздействии различных сбивающих факторов, помех.
Таким образом, методика обучения должна предусматривать все перечисленные условия для совершенствования умения использовать малейшую возможность для эффективного выполнения техники.
Одним из важнейших моментов методики изучения и совершенствования тактики является вариативное выполнение техники из удобных и наиболее типичных ситуаций, для каждого конкретного вида кумите.
Классификация благоприятных ситуаций, наиболее часто возникающих при следующих взаимодействиях противников:
- когда уке постоянно прикрывает руками голову (как боксеры)
- когда ученик несколько раз за кумите выполняет одно и то же ТДК
- когда уке защищается отходом назад
- когда уке защищается одним и тем же образом
- когда тори атакует одним и тем же образом несколько раз подряд
- когда уке защищается захватом
- при защитных действиях уке, когда они не исключают возможности проведения техники, но требуют целесообразного изменения отдельных ее деталей
- когда защита противника исключает возможность осуществления намеченной техники, но позволяет выполнение другой
Необходимо отметить, что все перечисленные ситуации в зависимости от направления перемещения противников будут иметь свои специфические особенности.
Приведенная классификация благоприятных ситуаций, возникающих в ходе взаимодействия противников, была апробирована в педагогическом эксперименте и дала положительные результаты.
В данном методическом приеме наибольшее значение имеет упражнение, в котором техника совершенствуется в условиях выбора, то есть когда тори не знает, в какой момент взаимодействия партнер создаст ему благоприятную ситуацию.
Если при выполнении упражнений, не требующих осуществления выбора, после 10-12 повторений, как правило, 80% учеников делают упражнение довольно быстро, что может служить критерием перехода к упражнению в условиях неопределенности, то при выполнении упражнения с осуществлением выбора затрачивается гораздо больше времени.
В ходе выполнения упражнения с выбором часто обнаруживаются ошибки, связанные с недостаточным укреплением навыка и требующие повторения предыдущих упражнений.
Наибольший эффект в условиях осуществления выбора достигается при выполнении упражнения в паре с более квалифицированным учеником.
Однако выполнение техники только в благоприятных ситуациях, наиболее часто встречающихся в кумите, не принесет нужного эффекта в кумите, и тем более, в самообороне. Дело в том, что благоприятная ситуация возникает не вдруг, а логически вытекает из взаимодействий противников (их поз, перемещений и т.д.).
Наблюдения показали, что большое значение имеет умение каратека прогнозировать появление благоприятной ситуации по ходу кумите.
Важным моментом при совершенствовании умения учеников использовать малейшую возможность для проведения атаки будет повышение у них практических знаний о тактических предпосылках появления благоприятной ситуации. Подобные знания формируются на основе знания способов тактической подготовки для выполнения ТД и благоприятных ситуаций.
Известно, что во время ведения кумите на средней и дальней дистанции наиболее информативными являются не столько сами стойки и камае-те, сколько направление и скорость их изменения.
Поэтому наиболее важными являются не только вопросы выполнения конкретной техники при том или ином сочетании стойки и камае-те противников, но и вопросы разбора возможных логичных и, что не менее важно, возможных нелогичных действий противника. Полученные знания должны закрепляться специальными упражнениями, например, в таком педагогическом упражнении:
Ученики распределяются по парам.
Один ученик выполняет роль тори, другой - уке.
Тори принимает: хидари камае, а уке: хачиджи-дачи шизен-тай.
Тори получает задание: как только партнер в ходе маневрирования на дистанции примет хидари камае-те, его следует атаковать аши-бараи под левую ногу.
Если же атакуемый примет миги камае-те, то его надо атаковать аши-бараи под правую ногу.
Последовательность совершенствования техники атаки и защиты
с помощью методического приема усложнения тактико-технических задач
1. Совершенствование техники из наиболее благоприятных ситуаций (на месте и в движении).
2. Совершенствование техники атаки при попытке уке выполнить контрудар или захват (на месте и в движении).
3. Совершенствование техники атаки при попытке уке выполнить другой удар или сменить захват (на месте и в движении).
4. Совершенствование техники в качестве контртехники. При попытке уке выполнить контратаку тори выполняет совершенствуемую технику.
5. Совершенствование техники в условиях, когда уке выполняет защиту, не исключающую выполнения намеченной техники, но требующую внесения в его структуру рациональных изменений (на месте и в движении).
6. Совершенствование техники в условиях неразрушаемой защиты, когда возникает возможность перехода к другой технике (на месте и в движении).
7. Совершенствование техники в условиях неопределенности, когда тори не знает, в какой момент взаимодействия уке создаст ему благоприятную ситуацию.
8. Совершенствование техники в учебным, учебно-тренировочном кумите и других упражнениях с партнером.
Варьируя различной техникой и степенью сопротивления партнера, необходимо постепенно усложнять задание.
Наиболее сложный вариант данного упражнения: выполнение тори намеченной техники после принятия наиболее оптимальной камае-те (подстраивание под стойку и камае-те партнера) адекватной камае-те противника.
Упражнение 1.
Тори получил задание выполнить маваши-гери дзедан по затылку уке.
Уке находится в разноименной по отношению к тори стойке.
Учитывая, что уке может изменить свою стойку, тори должен внимательно наблюдать и осмысливать его действия, чтобы принять правильное решение: нанести удар передней ногой или задней ногой.
Упражнение 2.
Тори получил задание нанести удар задней ногой по затылку противнику и надумал сделать это с маваши-гери.
Уке поменял стойку в момент (или после) начала удара.
Тори, чтобы выполнить задание, тори должен изменить свой маваши-гери на ура-маваши-гери.
Приведенные упражнения позволяют ученику не только совершенствовать технику атаки, но и активно анализировать позы противника, тем самым, способствуя повышению его тактико-технической подготовленности.
В процессе обучения можно применять кумите с двумя, тремя и более партнерами.
Это упражнение позволяет поставить одного из учеников в затрудненные условия - он должен будет не только защищаться от действий нескольких противников, но и контролировать их действия и прогнозировать их намерения.
При выполнении этого упражнения, через некоторое время наступает информационное перенасыщение. Это время является показателем устойчивости психики ученика к психическим нагрузкам. Переработка большого количества поступающей информации способствует развитию некоторых сторон тактического, в частности, оперативного мышления ученика.
Кумите с двумя и более противниками может быть использовано с целью выработки у каратека умения ориентироваться при перенасыщении информацией на фоне эмоционального подъема. Такого рода упражнения носят игровой характер и проводятся в зависимости от задания партнерами, имеющими разный вес, силу, рост, подготовленность и т.д.
Для обеспечения безопасности при выполнении этого упражнения надо, чтобы квалификация противников была достаточно высокой. К упражнениям подобного рода не рекомендуется допускать учеников слабо владеющих техникой кумите, чрезмерно агрессивных и эмоционально несдержанных.
Указанный выше методический прием усложнения тактико-технических задач позволяет совершенствовать умения учеников, использовать малейшую возможность для проведения атаки и контратаки не только из типовых благоприятных ситуаций, но и в условиях осуществления выбора.
Рассмотрим подробнее благоприятные ситуации.
Благоприятная ситуация - это ситуация, сложившаяся случайно в процессе кумите или созданная специально, действиями каратека, в которой противник раскрыт психически или физически. Этот момент можно использовать для эффективного выполнения техники поражения.
В благоприятной ситуации дистанция и относительное расположение противников являются оптимальными для нанесения решающего удара без каких-либо дополнительных действий.
Большое значение в создании и эффективности использования благоприятного момента имеет направление усилия противника в конкретный момент кумите и его маневренность.
Ситуация становится благоприятной, если техника применяется в оптимальном для ее наибольшей эффективности направлении, например, в направлении или навстречу усилию противника.
В этих случаях, чем сильнее будет проявляться усилие противника, тем более благоприятными станут условия для эффективности применения техники поражения.
Если усилия противника направлены вперед, например, он быстро передвигается вперед и наносит мае-кекоми с чрезмерным выносом бедра, а положение его камае удобно для применения, например, сукуй-уке - подцепа ноги, захвата и продергивания ударяющей ноги по направлению удара, то это способствует выведению противника из равновесия вперед и нанесения встречного контратакующего удара. В такой ситуации можно после захвата ноги поднять ее и толкнуть от себя, тем самым, создавая опрокидывающий момент относительно опорной стопы противника. В результате, противник будет выведен из равновесия назад, у него на достаточное время будет открыта для атаки вся нижняя часть тела.
Если усилия противника направлены назад (например, он отступает назад от атаки), то это благоприятствует выполнению атакующей комбинации руками с немонотонным ритмом или применению аши-бараи или атаки из кери-ваза и др.
При выборе способа создания благоприятной ситуации для применения задуманной техники ученику надо учитывать:
- свое положение относительно противника и края татами
- свое и противника психофизическое состояние в данный конкретный момент
- свои и противника технические возможности
- свои и противника анатомо-морфологические особенности
Довольно часто имеют место случаи, когда противник раскрылся, а каратека оказался в этот момент в таком невыгодном положении, из которого он не смог воспользоваться сложившейся ситуацией для эффективного применения техники.
Арсенал техники карате достаточен, а система подготовки обеспечивает возможность выбора техники, адекватной ситуации, в которой оказался каратека. Если же каратека не смог выполнить эффективную технику из так называемого "неудобного" положения по отношению к противнику, то это говорит о его недостаточной квалификации.
Естественно, что для максимально эффективного применения каждой техники имеются свои наиболее благоприятные ситуации, которые в основном наиболее интенсивно отрабатываются на тренировках. В то же время одна и та же ситуация может быть благоприятной для выполнения целого ряда техники. Это называется вариативным использованием ситуации. Так, например, если противник, нанося маваши-гери дзедан, направил свои усилия чрезмерно вперед, то в этой ситуации выгодно применить аши-бараи под опорную ногу или дзедан-бараи с одновременным ои-дзуки, или другую адекватную ситуации технику.
Благоприятность ситуации определяется в основном уровнем подготовленности каратека, его техническим арсеналом и степенью владения им, психофизическими качествами. Другими словами, конкретная благоприятная ситуация для одного ученика, может оказаться совсем не благоприятной для другого ученика.
Каратека, в совершенстве владеющий способами тактической подготовки для применения техники, имеет значительно большие возможности в создании и использовании благоприятных ситуаций, и ему удается применять в кумите наиболее хорошо отработанную технику с различными противниками, добиваясь при этом большего эффекта при меньшей затрате сил.
Динамика кумите иногда требует очень быстрого изменения камае-те, степени и направления усилий, расположения по отношению к противнику и к краям татами, физического, а также психического и эмоционального состояние. Эти изменения в основном являются реакцией на ту или иную конкретно сложившуюся ситуацию в каждый из моментов кумите. От того, как и в каком состоянии они проявляются в данный момент, может зависеть, насколько сложившаяся ситуация будет способствовать или затруднять применение определенной техники.
Эффективному применению техники в значительной мере способствует психофизическое утомление противника в ходе кумите.
Под воздействием усталости у человека снижается острота внимания, снижаются количественные и качественные характеристики техники: сила, быстрота, резкость, тайминг, чувство дистанции и т.д. В результате ученик утрачивает возможность своевременно реагировать на изменение ситуации и энергично вести бой, а тем более эффективно атаковать.
Психическое состояние каратека является одним из важнейших факторов, характеризующих обстановку в кумите.
Во время кумите каратека может на какое-то время быть отвлечен на что-либо или сосредоточен не на том действии, которое намерен выполнить противник, потерять бдительность или неправильно оценить противника.
Благоприятные ситуации для эффективного выполнения техники могут возникать случайно или же могут быть специально подготовлены самим каратека.
В кумите такие ситуации чаще всего возникают в момент:
- атаки и контратаки (при любой атаке атакующий "раскрывается")
- защиты (невозможно защитить все тело, в боксе, например, достаточно защищать только то, что выше пояса)
- смены положений
- маневрирования
- нахождения в углу или на краю татами
- допущения тактической или технической ошибок
Большинство благоприятных ситуаций, возникших случайно в ходе кумите, по форме мало чем отличаются от благоприятных ситуаций, созданных специально, а по сути, между ними имеется очень существенное различие. Можно сказать, что в первом случае это везенье, а во втором - результат кропотливой напряженной работы.
В первом случае каратека должен быть способен мгновенно использовать неожиданно создавшуюся ситуацию, а для этого он должен иметь соответствующую техническую подготовленность и обладать мгновенной реакцией на изменение ситуации.
Во втором случае каратека, имеющий соответствующую подготовленность в технике, тактике и психологии, должен осмысленно, шаг за шагом создавать нужную ему ситуацию, на базе постоянного контроля изменений ситуации, а именно:
- своего и противника физического положения на татами
- физического и психического состояния
- положения своего и противника относительно краев татами
Пример использования немонотонного ритма для создания благоприятных ситуаций.
На фото: слева - уке, справа - тори.
01. Тори подходит к уке, смотря вниз для введения уке в заблуждение.
10. Тори поднимает левую руку, создавая угрозу для уке, а правую опускает вниз.
11. Уке не выдерживает и защищается опережающим ударом кизами-дзуки.
Тори отклоняет контратаку блоком нагаши-уке и выполняет уракен-учи.
12. Уке уклоняется от атаки и выполняет контратаку с гьяку-дзуки.
Тори отклоняет контратаку блоком гедан-уке и атакует с маваши тейшо-дзуки.
13. Уке уклоняется от атаки и контратакует с гьяку-дзуки.
Тори отклоняет контратаку блоком осае-уке и не атакут, создавая раскрытие для контратаки уке.
14. Уке контратакует кизами-дзуки.
Тори, ожидающий контратаку выполняет кансетсу-ваза (уде-асае).
15. Уке избегает болевого воздействия, уходм назад и, затем контратакует с ои-дзуки.
Тори перехватывает контратаку блоком осае тзуками-уке и атакует гьяку тейшо-дзуки.
17. Уке уклоняется от атаки, уходом назад выполнением ои-дзуки.
Тори перехватывает контратаку и, затем атакует двойным ударом с шагом навстречу уке: тате-дзуки чудан и уракен-учи дзедан
|