1. Фунакоши создал Японскую Ассоциацию Каратэ.
Это не так. Он не препятствовал её созданию. В его возрасте (почти в 80 лет) создавать новую организацию проблематично - на это нет ни сил, ни повода. Фунакоши к тому времени и так «великий автор японского каратэ» - куда же более!? Тем более, лично ему создание всеяпонской ассоциации вроде бы и не к чему. Инициатива создания JKA исходила от учеников мастера, но почётным президентом быть в ней он любезно согласился. И для организации хорошо: имя Фунакоши уже давно известно, авторитетно и популярно.
2. Фунакоши извратил идею боевого искусства, убрал все «опасные» и «эффективные» приемы из арсенала шотокан каратэдо, сделал из боевого единоборства «доступную спортивную игру».
Это полная глупость, поскольку Фунакоши был настолько интеллектуально развит, в отличие от наших доморощенных «бойцов каратэ», что видел и понимал реальную угрозу для системы в целом, если она будет по-прежнему закрытой и клановой. То-дэ умерло бы уже к 50м годам прошлого века, если бы продолжали заниматься по-старинке: у каждого мастера один-три ученика. Нет обмена техникой, информацией, нет развития. Есть самомнение и следование жестко навязанной линии поведения и мышления. И не надо забывать, что уровень физического развития людей постоянно возрастает: в 19м веке не модно было заниматься физической культурой, тем более спортом, а сегодня это просто настоящий бум! Сказывается, прежде всего, то, что людям свойственно тянуться к загадке, тайне, легенде, им свойственно приукрашивать прошлое, идеализировать исторических личностей и явления. Отсюда, очевидно, пышные «достоверные» исторические исследования в области каратэ в результате которых возраст системы у некоторых «историков» уже зашкаливает за 1500 лет: начало с Бодхидхармы и китайских стилей ушу, а заканчиваются эти исследования выводом о превосходстве того или иного направления каратэ над своими нынешними аналогами. Если уж вспоминать историю, то самым достоверным действительным фактом было то, что кумитэ (поединки) на Окинаве вообще не включали в систему обучения. Занимались только КАТА И ВСЁ! Только Итосу сэнсей ввёл кихон - систему моторной памяти тела через многократные повторения. А свободные бои начались лишь в тридцатых-сороковых годах, да и то по аналогии и под влиянием кендо и дзюдо. Только после смерти основателя японского каратэдо были проведены первые официальные соревнования! Чтобы такое было при жизни учителя некоторым пришлось расстаться с шотокан каратэдо именно потому, что им хотелось драться, а Фунакоши-старший этому категорически сопротивлялся, поскольку был ортодоксальным мастером Окинава-тэ. Что же касается «опасных» приёмов каратэ, то это главное заблуждение всех новичков, которые приходят заниматься в секции: все приемы и опасны, и реально эффективны надо только понять их внутреннюю глубину и смысл, а не заниматься накоплением приёмчиков и связок; к тому же, если бы существовал универсальный прием или система, или школа то все только его бы и изучали, только этим бы и занимались!!! Тогда как победить этот прием или систему? Опять же наступает патовая ситуация: если есть действие - всегда можно создать контр-действие, контр-приём. ВСЕГДА! Всегда и до тех пор - пока не появятся трёхрукие или двухголовые люди-мутанты. Вот тогда и изменится весь подход к единоборствам в целом. Изменится техника, методика, тактика.
Фунакоши же наоборот бережно сохранил и умело соединил разрозненные школы и идеи своих гениальных преподавателей. Если бы он убрал из мозаичной картины школы и метода какие-то элементы, то она бы не читалась, это было бы заметно. Не надо унижать учеников Фунакоши отсутствием интеллекта: они все умные и практичные люди, то чего не доставало (даже если это и так) то всё давно придумано или добавлено, не беспокойтесь! Этот тезис о слабости метода Фунакоши возник из-за того, что кому-то лень было делать ката, скучно заниматься «школой» (может, правда, кому-то не повезло с учителем?), а кому-то не терпится сразу драться, да ещё лучше в полный контакт и сразу же побеждать, побеждать и.... А трудиться неохота. Проще объявить об открытии собственного стиля и не мучить себя и преподавателя постановкой Школы. Только есть маленький нюанс: метод Фунакоши проверен и одобрен временем, им занимаются сотни тысяч людей. А что у Вас? Что наши новорусские сэнсеи могут предложить? А драчунов у нас на руси всегда было вдосталь: только система не была создана, ученики не передавали опыт традиции, системности и методики не было и нет. Если бы основатель русского стиля Александр Белов не имел опыта занятий каратэ на заре своих изысканий в области русских ратных дел, я бы может и поверил бы в идею существования «славянского стиля». Так же обстояло дело с таеквондо, когда генерал Чой Хон Хи отзанимавшись у Фунакоши каратэдо шотокан и, получив у него чёрный пояс, создал по японскому образу и подобию собственную систему, немного сдобрив её элементами национальных видов, поменяв термины с японских на корейские и переиначив ряд основных доктрин шотокан каратэдо на прямо противоположные обоснования. Гениальность системы Фунакоши и его учителей состоит ещё и в том, что, несмотря на частичную подмену базисных технических элементов на прямо противоположные, частичное изменение приоритетности и концептуальных линий ведения поединка, она (система, метод) всё-таки способна к взращиванию мастеров Будо и наличие супер-мастеров таэквондо тому яркий пример! Поймите меня правильно я искренне преклоняюсь перед мастерством специалистов таэквондо и не пытаюсь принизить или ущемить их личные достижения.
3. Только на Окинаве преподают истинное каратэ, а Фунакоши «накормил Японию подделкой»
Начнём с того, что на Окинаве в каждой деревне есть свой мастер Окинава-тэ 8 - 9го Дана, это - обязательная местная достопримечательность. Самыми известными мастерами Окинава-тэ сейчас считают сэнсеев Уэчи и Хигаонна. Это, соответственно, школы каратэ Uechi - ryu и Okinawa-goju-ryu (в Токио есть другая школа Goju-ryu мастера Мабуни, там же есть отдельное направление Годзю-рю знаменитого Gogena Yamaguchi по кличке «Кот»), Насчёт истинности того или иного направления можно поспорить, поскольку школа - есть метод, с помощью которого идёт формирование специалиста, это - технология, правда, замешанная на прочном растворе идеологии, методологии, передачи традиции и практического опыта предыдущих учителей. А школы представляют конкретные люди с их сильными и слабыми сторонами, со страстями и комплексами. Поэтому проигрывают всегда люди, вполне конкретные слабые люди, поддавшиеся страсти и искушению стать первым в данном месте в данный час. Чем больше у человека комплекс неуверенности в себе - тем чаще он вынужден доказывать себе (именно себе, потому, что другим ты хоть тысячу человек победишь - ты ничего не докажешь! Это называется психология личности. Против науки сложно спорить, да и надо ли?) что он -победитель! Нанести поражение человеку можно, системе, методу, школе - сложно. Система на то и система, что сама себя корелирует, подстраивает себя под новые условия, иначе мы до сих пор бы воевали с дубиной и в звериных шкурах против пулемётов и нейтронной бомбы. О правильности или неправильности, а также подлинности можно уже не спорить: доказательная база (в лице Итосу сэнсея и тем более Азато сэнсея) умерла лет так 80 назад. Мы не сможем этот вопрос задать и самому Фунакоши. Теперь остались только личные пристрастия, предположения собственные представления отдельных людей о «смысле и правильности» применения тех или иных элементов Будо. Безапелляционные заявление о поддельном каратэ, по меньшей мере, смешны, поскольку те кто об этом говорит, как правило, даже не видели современного японского каратэдо и мастеров его представляющих воочию и делают свои «программные», «авторитетные» заявления основываясь неизвестно на каких фактах.
4. Фунакоши так никогда и не применил свои знания в «реальном бою».
Да, Фунакоши не ходил в атаку и не был в бою, не сидел в окопе (мне смешно, когда некоторые тренеры используют слово «бой» в отношении либо спортивных соревнований либо уличной драки; ещё лучше звучит слово «схватка» в контексте поединка двух мужчин на татами). Это делали его непосредственные ученики и товарищи в боях на фронтах второй мировой войны. Честь и хвала Фунакоши - он смог сохранить свой метод в условиях катастрофы, ознаменованной капитуляцией Японии в 1945 году и массовой гибели лучших своих учеников. Он сохранил систему. Её поднимали совместными усилиями все его соратники. Да, многое изменилось: в шотокан каратэдо именно после войны стали ниже и атлетичнее позиции, актуальность свободных соревновательных, поединков стала очевидной, каратэ стало массовым его помощью (в том числе), с помощью мощного порыва, духовного и телесного единения поднимали страну с колен после поражения в войне, после крушения идеологической системы, системы ценностей и национальных приоритетов. А, что касается рассказов о применения своих знаний каратэ для самозащиты - здесь в истории достаточно тёмных мест, поскольку Фунакоши был интеллигентным и дальновидным человеком, он не желал оставаться в истории с репутацией хулигана и неуравновешенного человека, имеющего проблемы с законом из-за постоянных стычек и драк. Если они и были (стычки, разумеется) - он их тщательно скрывал и не афишировал, поскольку всегда исповедовал принцип: «лучший бой тот - который не состоялся (которого удалось избежать)».
Президент НФТШК России, Дорменко А.В.
|